Cлово
агрессия с латинского «aggressio» дословно
переводится как – нападение. Агрессия
– деструктивное поведение, которое
противоречит нормам и правилам
существования людей в обществе, она
может приносить физический и моральный
ущерб окружающим людям.
Агрессивное
поведение в детском возрасте – достаточно
обычное явление. Агрессия ребёнка может
быть направлена: на окружающих людей
вне семьи (на педагога, одноклассников);
на близких людей; на животных; на себя
(выдёргивание волос, кусание ногтей,
отказ от еды); на внешние объекты
(разрушение предметов, порча имущества);
на символические и фантазийные объекты
(рисунки, собирание оружия, компьютерные
игры агрессивного содержания. Причины,
провоцирующие подобное поведение,
вполне объяснимы, и знать их очень важно.
Ведь игнорируя причины, вряд ли можно
справиться с проявлениями агрессии у
ребенка. Наиболее распространенными
причинами агрессивного поведения
являются:
- если родители строго наказывают ребенка за проявление агрессии: в этом случае ребенок скрывает свои чувства в присутствии родителей, но в любой другой ситуации возможны вспышки гнева; зачастую на жалобы воспитателя или учителя о том, что ребенок ведет себя агрессивно, родители отвечают: «Да не может быть! Дома он так себя не ведет!». Оно и понятно, дома ребенок боится проявлять свои чувства, ведь за этим обязательно последует наказание.
- если чересчур уступчивые родители во всем потакают ребенку: в таких случаях ребенок не чувствует себя в безопасности и начинает проявлять черты агрессии. В данном случае на всё те же возмущения педагогов об агрессивном поведении ребенка родители говорят: «Ну а что мы можем сделать? Мы же не можем ему ни в чем отказать, мы же его так любим!» Вот этим и пользуется их чадо и проявляет агрессию в качестве самозащиты.
- если родители чрезмерно контролируют или безразлично относятся к ребенку: в этом случае у ребенка тоже формируются агрессивные черты характера.
В
такой ситуации родители уверенны, что
это пройдет, ведь они в детстве были
такими же и вели себя так же, и ссылаются
на наследственный фактор. А на самом
деле все очень просто: ребенок не уверен
в себе и в своих силах, чувствует себя
ненужным, и в таком случае он также
начинает вести себя агрессивно.
Эмоциональная нестабильность
Источником
агрессивности у детей 2 - 6 лет может быть
их эмоциональная нестабильность. До 7
лет многие дети подвержены колебаниям
эмоций, которые взрослые часто называют
капризами. Настроение малыша может
меняться под влиянием усталости или
плохого самочувствия. Когда проявления
раздражения или негативных эмоций
ребенком считаются недопустимыми, и
всячески подавляются под влиянием
принятого в семье стиля воспитания,
родители ребенка могут столкнуться с
не мотивированными, в их понимании,
вспышками гнева.
В
этом случае ребенок переносит свою
агрессивность не на "обидчика", а
на все, что под руку подвернется. Это
могут быть предметы и игрушки, которые
он станет швырять и ломать. Или растение,
у которого он оторвет листья и цветы.
Или маленький котенок, которого он
безнаказанно (если никто не видел) пнет.
Можно также выместить обиду на более
слабых: младшем братике, сестренке. Чем
жестче установленные дома правила
поведения, тем агрессивнее может быть
поведение ребенка вне дома (или в стенах
дома в отсутствие авторитетных для
ребенка взрослых).
Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:
Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:
- постоянно теряет контроль над собой;
- ругается и спорит с окружающими;
- постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
- винит остальных в своих ошибках;
- часто сердится;
- отказывается делать что-либо;
- он мстителен и завистлив.
Что означает агрессия ребенка в разном возрасте
3
года. В этом возрасте агрессия для
ребенка – это протест против власти
взрослых. Если его наказывать, то он
станет еще более агрессивным, но и не
стоит быстро сдаваться и потакать его
прихотям, так как он поймет, как добился
желаемого результата и такое поведение
закрепится у него надолго. Не стоит
забывать, что данный возраст для детей
является кризисным и имеет свои
особенности;
4-5
лет. В этом возрасте ребенок уже может
контролировать свои эмоции, он уже
способен отличить, что можно делать, а
чего нельзя;
5-6
лет. В этом возрасте агрессия – это уже
специфическая форма взаимоотношений
ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть "крутым". Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут "вписаться" в "мужское общество", в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться "белыми воронами" и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть "крутым". Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут "вписаться" в "мужское общество", в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться "белыми воронами" и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.
Повышенная
агрессивность может быть обусловлена
также биологическими, половыми,
психологическими и социальными причинами.
Нередко агрессивные реакции детей
бывают обусловлены установками,
предрассудками и системой ценностей
значимых для них взрослых. Например,
дети из семей, в которых отношение к
людям зависит от их положения на
иерархической лестнице, способны
сдержаться, когда их отчитывает учитель,
но нахамят уборщице, гардеробщице или
дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое
благополучие. Но если члены семьи
измеряют все количеством денег, их дети
начинают неуважительно относиться ко
всем, кто зарабатывает мало. Это
проявляется в вызывающем поведении в
школе, в демонстративном пренебрежении
по отношению к учителям.
Детям,
особенно подросткам, свойственно делить
всех людей на "своих" и "чужих".
К сожалению, это нередко приводит к
откровенной агрессии против "чужаков.
Дети, как губка, пропитываются всем, что
можно назвать "семейными установками".
Именно поэтому очень тревожит факт
агрессивного поведения детей, вызванного
расовыми предрассудками или расовой
неприязнью.
В
дошкольном возрасте те или иные формы
агрессии характерны для большинства
детей. В этот период еще не поздно
избежать трансформации агрессивности
в устойчивую черту характера. Если
упустить благоприятный момент, в
дальнейшем развитии ребенка возникнут
проблемы, которые помешают полноценному
становлению его личности, раскрытию
индивидуального потенциала. Дети
нуждаются в коррекции агрессивности,
поскольку она искажает их представление
о реальности, заставляя видеть в
окружающем мире только враждебность и
пренебрежение к себе.
Как вести себя родителям с агрессивным ребенком
Для
начала необходимо выяснить причину
агрессивного поведения ребенка, затем
попробуйте установить одинаковые
правила и требования, как для малыша,
так и для окружающих. Старайтесь чаще
говорите ребенку о том, что вы его любите,
примите вашего ребенка, со всеми его
недостатками. Обсуждайте с ребенком
все его эмоции и чувства. Расскажите
ему, что злиться это нормально. Расскажите,
как можно выразить свой гнев, но не
причинять вред другим; Когда ребенок
разгневан, постарайтесь его отвлечь и
перенаправить агрессию в другое, никому
не приносящее вреда, русло;
Методы
снижения агрессии у детей
- займитесь арт-терапией – предложите ребенку нарисовать, что его беспокоит, а потом предложите порвать его рисунок;
- займитесь сказкотерапией - читая ребенку, специальные психологические сказки вы помогаете ему справиться с агрессией. Помогая сказочным героям, решая их проблемы, ребенок подсознательно будет справляться и со своими проблемами;
- займите его интересными увлечениями (например, лепка из пластилина);
- чаще привлекайте его к своим делам, пусть он почувствует свою значимость.
Источник: психологическая газета
Комментариев нет:
Отправить комментарий