воскресенье, 29 марта 2015 г.

Причины возникновения буллинга в школе.

В обыденном сознании буллинг означает «травить», запугивать человека. В настоящее время буллингу как форме насилия уделяется большое внимание во всем мире. Ему целиком посвящено несколько больших национальных и международных серверов, таких как Вullying.org, Вullying. Online, Stopbullying, Вullyingnet и т.д. Существуют национальные общественные организации по борьбе с буллингом, деятельность которых обращена к детям, родителям, учителям. Буллинг приводит к негативным последствиям для человека, нарушениям его психического и физического здоровья.


Уже в IXX веке в «Очерках бурсы» Н.Г. Помяловского описаны существовавшие нравы, связанные с травлей. С начала ХХ века в России стали появляться первые работы, посвященные этой проблеме, пик которых пришелся на конец 40-х годов прошлого века.
В настоящее время, по дан­ным психолога Д. Олвеуса, в Норвегии 11% мальчиков и 2,5% девочек признались, что в средних классах школы они «буллировали» кого-то из своих товарищей. В английском Шеффилде соответствующие цифры составляют 8 и 4%. Среди опрошенных в 1995 г. учащихся 558 американских средних школ не сталкивались с буллингом только 20% опрошенных. По подсчетам американского психолога Э. Пеллигрини, буллеры составляют приблизительно от 7 до 15%, а их жертвы — от 2 до 10% всех детей школьного возраста. Согласно американскому исследованию, объектами которого были свыше 15 тыс. школьников с 6-го по 10-й класс, 17% из них при­знались, что в течение прошлого учебного года они «иногда» или чаще подвергались буллированию, 19% сами кого-то буллировали, а 6% были одновременно и субъектами, и жертвами буллинга.
По словам 1200 детей, ответивших на вопросы интернет-сайта KidsPoll, буллингу подвергались 48% опрошенных, в том числе 15% — неодно­кратно, а сами занимались этим 42%, причем 20% — многократно.
Можно дать следующее определение этому деструктивному явлению: буллинг -  это травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.
Буллинг - это стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей, обладающих большей властью (силой).
Буллинг - систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления.
Говоря о существующих формах буллинга, можно отметить, что существуют открытые и скрытые его формы, а также   кибербуллинг.
Скрытый буллинг это игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п. (более характерен для девочек).
Прямой буллинг это физическая агрессия (избиение, пинки, щипки, выдергивание волос, привязывание и т.д), психологическое насилие (унижение, оскорбления, угрозы, порча личных вещей, принуждение, вымогательство и т.п.), сексуальное насилие.
Кибербуллиг—совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека, осуществляемых через социальные сети или с использованием современных технологий общения (интернет, телефон). Кибербуллинг включает в себя и сексуальные домогательства посредством интернета и распространение негативных сплетен. В последние годы, к сожалению, этот вид травли получил широкое распространение.
 Можно утвеждать, что буллинг всегда представляет собой определенную систему отношений в коллективе:
·                    При буллинге группа детей выделяет ребенка-«жертву», которого целенаправленно унижает, преследует и по отношению к которому часто применяется физическое насилие. При этом остальные дети обычно являются молчаливыми свидетелями травли и не вмешиваются (часто из страха стать следующей жертвой), либо солидаризируются с «агрессором».
·                    Цикл буллинга в группе включает в себя: целенаправленную агрессию со стороны ребенка-«агрессора»,  реакцию ребенка-«жертвы», которую и тот, и другой воспринимают как подчинение (покорность). Данный паттерн взаимодействия непроизвольно подкрепляется свидетелями буллинга (в т.ч. признанием лидерской роли «агрессора», повышением его социального статуса).
·                     Происходит изменение восприятия ребенка-«жертвы» детьми-«свидетелями» травли: в результате постоянных нападений на ребенка и унизительных комментариев и оскорблений в его адрес, постепенно окружающие начинают воспринимать его как ничтожного и заслуживающего травли и агрессии. Такое изменение восприятия также ослабляет чувство вины со стороны агрессора.
·                    Буллинг часто провоцируется и подкрепляется учителями и самой школьной системой
·                    В буллинге всегда существует несколько участников, выполняющих определенные роли:
    Лидирующий нападающий (ребенок-«агрессор»)
    Дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру)
    Ребенок-«жертва»
    Свидетели, подкрепляющие травлю: дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим, подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят
    Свидетели-аутсайдеры: дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону
    Защитники: дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву.
    Несмотря на то, что среди детей распространено негативное отношение к травле, меньшинство детей младшего и младшего подросткового возраста проявляют это отношение со сверстниками и занимают позицию защитников.
    Около 35%-40% детей относятся к нападающим или поддерживающим травлю, около 25-30%--к свидетелям-аутсайдерам, только 17% - к защитникам.
    Необходимо рассмотреть, какие последствия травли возникают
 для детей – «жертв»
К наиболее частым общим последствиям буллинга относятся:
    Снижение самооценки 
    Склонность к виктимности, в т.ч. более высокий риск переживания физического, психологического и сексуального насилия в межличностных отношениях в будущем
    Нарушение социальной адаптации

Не менее актуальны и следующие последствия для детей – «жертв» буллинга:
    Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).
    Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д
    Когнитивные нарушения– неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации, памяти и т.п.
    Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости.
    Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.
    Суицидальные мысли и попытки.

Для детей-«агрессоров»,  также возникают определенные   последствия   такие, например, как:
    Трудности в отношениях
     Высокая вероятность снижение успеваемости в старших классах, негативное отношение к школе
    Повышенный риск деликвентного поведения в будущем.

Стоит выделить особую группу детей в этом процессе — это дети, пострадавшие от  буллинга, и сами нападающие на других:
    Они являются наиболее уязвимой группой (группой риска) для дальнейших психологических и поведенческих проблем. Среди них более выраженные психологические проблемы (в т.ч. депрессия, тревожность), нарушения школьной и социальной адаптации, отсутствие друзей, коммуникативные проблемы, когнитивные нарушения и т.д. Они в наибольшей степени отвергаются сверстниками и чаще, нежели остальные дети, являются участниками травли в той или иной роли
    Чаще в будущем обращаются за психиатрической помощью
    Участники массовой школьной стрельбы часто относятся к этой группе.
Для определения социальных ролей в классе и в школе при возникновении подозрения на травлю учащихся, психологи и классные руководители должны проводить в школе диагностику, которая делиться на первичную диагностику и вторичную.

При диагностике буллинга в школе имеет смысл ориентироваться на следующие признаки:
Первичные признаки:
    Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.
    Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере
    Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить
    Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет)
    Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят
    У ребенка есть следы—синяки, порезы, царапины, или рваная одежда—которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…) 

К вторичным признакам, на которые следует обратить внимание, относятся следующие признаки:
    Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям классного руководителя, нет ни одного друга в классе.
    В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.
    Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.
    Такой ребенок избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
    Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
    У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
    Ребенку не дают списать, не подсказывают, он не спрашивает тему урока, домашнее задание.

Дома родители тоже должны обратить внимание на поведение ребенка и проявить озабоченность, если ребенок:
    Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.
    У ребенка есть следы—синяки, порезы, царапины, или рваная одежда—которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…). Эти признаки поведения ребенка считаются первичными.

                        Ребенок может вести себя следующим образом:
    Боится или не хочет идти в школу;
    По утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство ЖКТ;
    Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость;
    Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы;
    Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников, очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время;
    Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.);
    Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти);
    Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет;
    Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки;
    Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»);
Такие признаки поведения считаются вторичными и родителям нужно понимать, что на этой стадии процесса буллинга они уже не смогут обойтись без квалифицированной помощи психолого- педагогического сопровождения.

Как мы уже отмечали ранее, в процесс буллинга вовлекаются все участники процесса, но так как самые тяжелые последствия для психического и физического здоровья наступают для детей, подвергнувшихся «травле», необходимо отдельно рассмотреть, что может являться первопричиной, почему эта группа детей попадает в такие ситуации, и обозначить факторы риска для них, возникающие при подобном взаимодействии.
К таким факторам риска, в первую очередь, относятся:
Более высокий уровень тревожности, чем в среднем в группе.
     Таким детям присуща низкая или негативная самооценка (косвенно дает понять сверстникам, что не сможет адекватно ответить, т.е. становится «легким» объектом нападок и травли);
    Отсутствие друзей в группе, трудности в формировании близких отношений со сверстниками;
    Ребенок может быть физически слабее своих сверстников (касается преимущественно мальчиков);
    Имеют значение и особенности внешности и поведения;
    Принадлежность к этническому национальному или религиозному меньшинству;
    У таких детей обычно повышенная тревожность по отношению к своему телу («телесная тревожность»): они могут бояться боли, плохо справляться с физическими играми, спортивными занятиями, любым физическим противостоянием, либо обладать плохой координацией (касается преимущественно мальчиков);
    Осторожные, чувствительные, замкнутые, послушные, застенчивые, обычно избегают конфликтов в общении;
    Такие дети обычно не агрессивны, не настойчивы, не провоцируют и не дразнят других;
    Часто им легче общаться со взрослыми (родителями, учителями), чем со сверстниками;



Обратимся теперь к не менее важному вопросу, каковы характерологические особенности детей, которые склонны «травить» своих сверстников:
    Высокий уровень агрессии в целом, чаще прибегают к физической агрессии (мальчики), положительно относятся к насилию;
    У таких детей выражена потребность в контроле и доминировании, им присущ авторитарный стиль общения;
    Они реже проявляют сочувствие (эмпатию) к сверстникам, воспринимаются окружающими как «крутые», жесткие;
    Для них характерно негативистское восприятие мотивов и поведения окружающих;
    Часто имеют различные поведенческие проблемы;
    Импульсивные, нетерпеливые, испытывают трудности с соблюдением правил;
    Дети, склонные к насилию, чаще растут в семьях с доминантными, авторитарными родителями (или одним из них);
    Как правило, имеют травматический опыт физического и психологического насилия, отвержения;
    Имеют различного рода депрессивные проявлении;
    Могут проявлять агрессию по отношению к взрослым;
    Дети - агрессоры часто физически сильнее своих сверстников и, в особенности, жертв травли;
    Мальчики часто успешны в физических занятиях, играх, спорте.

Школьная среда часто способствует возникновению травли, особенно выражено - там, где имеют место:
      Высоким уровень конфликтов между учителями и детьми;
      Школы с авторитарным стилем общения между учителями и детьми, жесткой властной иерархией отношений как между персоналом, так и по отношению к ученикам;
      Отсутствие четких правил по отношению к травле и последовательной реакции на любой инцидент буллинга со стороны учителя;
      Непонимание сотрудниками школы проблемы буллинга, неумение выявлять травлю, игнорирование;
      Косвенная поддержка детям-«агрессорам» со стороны персонала школы (обвинения жертвы, «сами разберутся»);
      Отсутствие достаточного контроля (персонала) во время перемен и плохо организованное пространство вне классов;
      Учитель не проявляет тепла и поддержки по отношению к детям, у детей нет контакта с учителем;
 Нужно обязательно подчеркнуть, что буллинг менее распространен в школах, где учителя занимают более активную и открытую позицию в общении с детьми, и где лучше продумана «система контроля» детей на переменах (обстановка, количество учителей, различные занятия).

 Существуют различные программы профилактики буллинга в школе, но большинство из них включают в себя меры на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном:
      В школе – это информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях;
      Принимаются единые для школы правила в отношении буллинга;
      Необходимо провести обучение учителей;
      Групповые занятия с детьми;
      Оказание помощи жертвам буллинга: индивидуальная или групповая психологическая работа;
      Оказание помощи детям- «агрессорам»: индивидуальная или групповая психологическая работа;
      Очень важно в этой работе взаимодействие с родителями;
      Контроль детей во время школьных перемен и вне классов, организация       игрового и досугового пространства;

Индивидуальные компоненты программ включают в себя:
      Подробное исследование проблемы и ее распространенности в конкретной школе (анонимные опросники детей, опросники для учителей, опросники для родителей, наблюдение). Обсуждение результатов сотрудниками школы, с детьми и родителями
      Акцент на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание принимающей, комфортной и открытой атмосферы в школе и в классе.
      Включение занятий по профилактике буллинга в обязательную школьную программу
      Создание свода правил, совместно с детьми, в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним
      Акцент на работе с детьми-свидетелями травли: пассивными участниками и детьми, которые предпочитают никак не участвовать, изменение групповой динамики
      Создание на базе школы команды специалистов по буллингу: анти-буллинговых комитетов (учителя, психолог, соц.педагог, директор…)
      Подробное исследование проблемы и ее распространенности в конкретной школе (анонимные опросники детей, опросники для учителей, опросники для родителей, наблюдение). Обсуждение результатов сотрудниками школы, с детьми и родителями
      Акцент на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание принимающей, комфортной и открытой атмосферы в школе и в классе.
Такая же важная часть работы, как и работа с детьми «жертвами» это работа с детьми-«агрессорами»
      Здесь необходима наибольшая вариативность в подходах и методах;
      Необходимо учитывать, что наказания и жесткие санкции в целом малоэффективны;
      Обязательна индивидуальная психологическая работа с ребенком-агрессором;
      Последовательные индивидуальные встречи с ребенком-жертвой, ребенком-агрессором, с другими нападающими детьми, далее со всеми вместе (метод Пикаса);
      В некоторых программах ведется активная работа с родителями (группы поддержки, регулярные встречи, т.п.);
      Встречи всех детей-участников (жертвы, агрессора, других нападающих, и нескольких свидетелей), вместе с учителем/психологом/социальным работником. Обсуждение ситуации, чувств ребенка-жертвы, возможных выходов из нее (подход «Не обвиняй», Робинсон и Мэйнс);
      Развитие навыков управления гневом (контроль импульсов): индивидуальная и групповая работа;
      Групповая работа по навыкам взаимодействия и принятию решений.

При работе с детьми - «агрессорами» необходимо понимать, чем обусловлено такое агрессивное поведение детей, причины его возникновения.
При оценке поведения как агрессии, учитывается:
      нанесение вреда;
      намерение;
      мотив.

Важно в этой работе также изучить базовые условия формирования агрессивного поведения:

1.         Как происходит научение агрессивному поведению;
2.         Факторы, способствующие проявлениям агрессии;
3.         Подкрепление агрессивного поведения:
- непосредственное подкрепление агрессии окружением;
- наблюдение, как поощряется агрессия других людей;
- самостоятельное поощрение своей агрессии.

 Очень часто именно семейные факторы являются причиной возникновения агрессивного поведения у детей. В таких семьях обычно присутствуют такие факторы:
1.         Физические наказания;
2.         Ребенок является свидетелем насилия между родителями;
3.         Отгороженность, холодность, безразличие матери;
4.         Нарушение границ
5.                  Поощрение агрессивного поведения родителями
6.                  Непоследовательность воспитания (то поощрение, то игнорирование)

Имеют значение для агрессивного поведения и такие личностные факторы:

      Трудности контроля аффекта;
      Травматические переживания.

 Учитывая все вышеперечисленное, необходимо правильно выбрать направления работы с агрессивными детьми.
 Основными направления работы являются:
      Контакт с ребенком;
      Разрешение проблем, лежащих в основе агрессивного поведения;
      Мотивирование ребенка;
      Ситуационные факторы:
- лишение преимуществ агрессии;
      Контроль собственной злости и окружения.


Из всего вышеизложенного можно констатировать, что проблема буллинга остро стоит в нашем обществе. Но, не смотря на ее сложность и многоплановость, работать с этой проблемой можно и нужно, учитывая накопленный опыт в этой области других стран, но и используя свои знания, свой творческий потенциал и профессиональную активность.

1 комментарий:

  1. Спасибо за информацию.
    Очень глубокий и всесторонне изложенный материал. Было очень интересно ознакомиться!

    ОтветитьУдалить