В обыденном сознании
буллинг означает «травить», запугивать человека. В настоящее время буллингу как
форме насилия уделяется большое внимание во всем мире. Ему целиком посвящено
несколько больших национальных и международных серверов, таких как Вullying.org, Вullying. Online, Stopbullying, Вullyingnet и т.д. Существуют
национальные общественные организации по борьбе с буллингом, деятельность
которых обращена к детям, родителям, учителям. Буллинг приводит к негативным
последствиям для человека, нарушениям его психического и физического здоровья.
Уже в IXX веке в
«Очерках бурсы» Н.Г. Помяловского описаны существовавшие нравы, связанные с
травлей. С начала ХХ века в России стали появляться первые работы, посвященные
этой проблеме, пик которых пришелся на конец 40-х годов прошлого века.
В настоящее время, по
данным психолога Д. Олвеуса, в Норвегии 11% мальчиков и 2,5% девочек
признались, что в средних классах школы они «буллировали» кого-то из своих
товарищей. В английском Шеффилде соответствующие цифры составляют 8 и 4%. Среди
опрошенных в 1995 г .
учащихся 558 американских средних школ не сталкивались с буллингом только 20%
опрошенных. По подсчетам американского психолога Э. Пеллигрини, буллеры
составляют приблизительно от 7 до 15%, а их жертвы — от 2 до 10% всех детей
школьного возраста. Согласно американскому исследованию, объектами которого
были свыше 15 тыс. школьников с 6-го по 10-й класс, 17% из них признались, что
в течение прошлого учебного года они «иногда» или чаще подвергались
буллированию, 19% сами кого-то буллировали, а 6% были одновременно и
субъектами, и жертвами буллинга.
По словам 1200 детей,
ответивших на вопросы интернет-сайта KidsPoll, буллингу подвергались 48%
опрошенных, в том числе 15% — неоднократно, а сами занимались этим 42%, причем
20% — многократно.
Можно дать следующее
определение этому деструктивному явлению: буллинг - это травля, повторяющаяся агрессия по
отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и
запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной
агрессии, унижении.
Буллинг - это стереотип
взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и
неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта
со стороны другого человека или группы людей, обладающих большей властью
(силой).
Буллинг - систематическое
злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления,
унижения, оскорбления.
Говоря о существующих
формах буллинга, можно отметить, что существуют открытые и скрытые его формы, а
также кибербуллинг.
Скрытый буллинг это
игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное
распускание негативных слухов и т.п. (более характерен для девочек).
Прямой буллинг это
физическая агрессия (избиение, пинки, щипки, выдергивание волос, привязывание и
т.д), психологическое насилие (унижение, оскорбления, угрозы, порча личных вещей,
принуждение, вымогательство и т.п.), сексуальное насилие.
Кибербуллиг—совокупность
агрессивных действий в адрес конкретного человека, осуществляемых через
социальные сети или с использованием современных технологий общения (интернет,
телефон). Кибербуллинг включает в себя и сексуальные домогательства посредством
интернета и распространение негативных сплетен. В последние годы, к сожалению,
этот вид травли получил широкое распространение.
Можно утвеждать, что буллинг всегда представляет
собой определенную систему отношений в коллективе:
·
При буллинге группа детей выделяет
ребенка-«жертву», которого целенаправленно унижает, преследует и по отношению к
которому часто применяется физическое насилие. При этом остальные дети обычно
являются молчаливыми свидетелями травли и не вмешиваются (часто из страха стать
следующей жертвой), либо солидаризируются с «агрессором».
·
Цикл буллинга в группе включает в себя:
целенаправленную агрессию со стороны ребенка-«агрессора», реакцию ребенка-«жертвы», которую и тот, и
другой воспринимают как подчинение (покорность). Данный паттерн взаимодействия
непроизвольно подкрепляется свидетелями буллинга (в т.ч. признанием лидерской
роли «агрессора», повышением его социального статуса).
·
Происходит изменение восприятия ребенка-«жертвы»
детьми-«свидетелями» травли: в результате постоянных нападений на ребенка и
унизительных комментариев и оскорблений в его адрес, постепенно окружающие
начинают воспринимать его как ничтожного и заслуживающего травли и агрессии.
Такое изменение восприятия также ослабляет чувство вины со стороны агрессора.
·
Буллинг часто провоцируется и
подкрепляется учителями и самой школьной системой
·
В буллинге всегда существует несколько
участников, выполняющих определенные роли:
• Лидирующий
нападающий (ребенок-«агрессор»)
• Дети,
участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру)
• Ребенок-«жертва»
• Свидетели,
подкрепляющие травлю: дети, которые занимают сторону нападающих, смеются,
выражают поддержку нападающим, подбадривают их, просто собираются вокруг и
смотрят
• Свидетели-аутсайдеры:
дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону
• Защитники:
дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно
противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств,
либо успокаивая, поддерживая жертву.
• Несмотря
на то, что среди детей распространено негативное отношение к травле,
меньшинство детей младшего и младшего подросткового возраста проявляют это
отношение со сверстниками и занимают позицию защитников.
• Около
35%-40% детей относятся к нападающим или поддерживающим травлю, около 25-30%--к
свидетелям-аутсайдерам, только 17% - к защитникам.
• Необходимо рассмотреть, какие последствия травли
возникают
для детей – «жертв»
для детей – «жертв»
К наиболее
частым общим последствиям буллинга относятся:
• Снижение
самооценки
• Склонность
к виктимности, в т.ч. более высокий риск переживания физического,
психологического и сексуального насилия в межличностных отношениях в будущем
• Нарушение
социальной адаптации
Не менее актуальны и следующие последствия для детей – «жертв» буллинга:
• Аффективные
нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги,
многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).
• Соматические
нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе, нарушения
работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д
• Когнитивные
нарушения– неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения
концентрации, памяти и т.п.
• Нарушение
школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение
успеваемости.
• Поведенческие
нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.
• Суицидальные
мысли и попытки.
Для
детей-«агрессоров», также возникают
определенные последствия такие, например, как:
• Трудности
в отношениях
• Высокая вероятность снижение успеваемости в
старших классах, негативное отношение к школе
• Повышенный
риск деликвентного поведения в будущем.
Стоит выделить особую группу детей в этом процессе — это дети,
пострадавшие от буллинга, и сами
нападающие на других:
• Они
являются наиболее уязвимой группой (группой риска) для дальнейших
психологических и поведенческих проблем. Среди них более выраженные
психологические проблемы (в т.ч. депрессия, тревожность), нарушения школьной и
социальной адаптации, отсутствие друзей, коммуникативные проблемы, когнитивные
нарушения и т.д. Они в наибольшей степени отвергаются сверстниками и чаще,
нежели остальные дети, являются участниками травли в той или иной роли
• Чаще
в будущем обращаются за психиатрической помощью
• Участники
массовой школьной стрельбы часто относятся к этой группе.
Для определения
социальных ролей в классе и в школе при возникновении подозрения на травлю
учащихся, психологи и классные руководители должны проводить в школе
диагностику, которая делиться на первичную диагностику и вторичную.
При диагностике
буллинга в школе имеет смысл ориентироваться на следующие признаки:
Первичные признаки:
• Ребенок
регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной
манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют
выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.
• Ребенка
часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере
• Ребенка
часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить
• Ребенок
часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и
которых пытается избежать (часто при этом плачет)
• Дети
берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут,
портят
• У
ребенка есть следы—синяки, порезы, царапины, или рваная одежда—которые не
объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным
падением, кошкой и т.п…)
К вторичным признакам, на которые следует обратить
внимание, относятся следующие признаки:
• Ребенок
часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников во время
перемен, обеда. У него, по наблюдениям классного руководителя, нет ни одного
друга в классе.
• В
командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в
одной команде.
• Ребенок
старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных
перемен.
• Такой
ребенок избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит
впечатление тревожного и неуверенного в себе.
• Выглядит
расстроенным, депрессивным, часто плачет.
• У
ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
• Ребенку
не дают списать, не подсказывают, он не спрашивает тему урока, домашнее
задание.
Дома родители тоже должны обратить внимание на
поведение ребенка и проявить озабоченность, если ребенок:
• Возвращается
домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.
• У
ребенка есть следы—синяки, порезы, царапины, или рваная одежда—которые не
объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным
падением, кошкой и т.п…). Эти признаки поведения ребенка считаются первичными.
Ребенок
может вести себя следующим образом:
• Боится
или не хочет идти в школу;
• По
утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке,
расстройство ЖКТ;
• Потерял
интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость;
• Выбирает
длинный и неудобный путь в школу и из школы;
• Никогда
не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников, очень
редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они
играют/проводят время;
• Нет
ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на
концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.);
• Ребенка
никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого
приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет
прийти);
• Беспокойно
спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет;
• Выглядит
несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены
настроения, раздражительность, вспышки;
• Требует
или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»);
Такие признаки
поведения считаются вторичными и родителям нужно понимать, что на этой стадии
процесса буллинга они уже не смогут обойтись без квалифицированной помощи
психолого- педагогического сопровождения.
Как мы уже отмечали
ранее, в процесс буллинга вовлекаются все участники процесса, но так как самые
тяжелые последствия для психического и физического здоровья наступают для
детей, подвергнувшихся «травле», необходимо отдельно рассмотреть, что может
являться первопричиной, почему эта группа детей попадает в такие ситуации, и
обозначить факторы риска для них, возникающие при подобном взаимодействии.
К таким факторам риска, в первую очередь, относятся:
Более
высокий уровень тревожности, чем в среднем в группе.
• Таким детям присуща низкая или негативная
самооценка (косвенно дает понять сверстникам, что не сможет адекватно ответить,
т.е. становится «легким» объектом нападок и травли);
• Отсутствие
друзей в группе, трудности в формировании близких отношений со сверстниками;
• Ребенок
может быть физически слабее своих сверстников (касается преимущественно
мальчиков);
• Имеют
значение и особенности внешности и поведения;
• Принадлежность
к этническому национальному или религиозному меньшинству;
• У
таких детей обычно повышенная тревожность по отношению к своему телу («телесная
тревожность»): они могут бояться боли, плохо справляться с физическими играми,
спортивными занятиями, любым физическим противостоянием, либо обладать плохой
координацией (касается преимущественно мальчиков);
• Осторожные,
чувствительные, замкнутые, послушные, застенчивые, обычно избегают конфликтов в
общении;
• Такие
дети обычно не агрессивны, не настойчивы, не провоцируют и не дразнят других;
• Часто
им легче общаться со взрослыми (родителями, учителями), чем со сверстниками;
Обратимся теперь к не
менее важному вопросу, каковы характерологические особенности детей, которые
склонны «травить» своих сверстников:
• Высокий
уровень агрессии в целом, чаще прибегают к физической агрессии (мальчики),
положительно относятся к насилию;
• У
таких детей выражена потребность в контроле и доминировании, им присущ
авторитарный стиль общения;
• Они
реже проявляют сочувствие (эмпатию) к сверстникам, воспринимаются окружающими
как «крутые», жесткие;
• Для
них характерно негативистское восприятие мотивов и поведения окружающих;
• Часто
имеют различные поведенческие проблемы;
• Импульсивные,
нетерпеливые, испытывают трудности с соблюдением правил;
• Дети,
склонные к насилию, чаще растут в семьях с доминантными, авторитарными
родителями (или одним из них);
• Как
правило, имеют травматический опыт физического и психологического насилия,
отвержения;
• Имеют
различного рода депрессивные проявлении;
• Могут
проявлять агрессию по отношению к взрослым;
• Дети
- агрессоры часто физически сильнее своих сверстников и, в особенности, жертв
травли;
• Мальчики
часто успешны в физических занятиях, играх, спорте.
Школьная среда часто
способствует возникновению травли, особенно выражено - там, где имеют место:
• Высоким
уровень конфликтов между учителями и детьми;
• Школы
с авторитарным стилем общения между учителями и детьми, жесткой властной
иерархией отношений как между персоналом, так и по отношению к ученикам;
• Отсутствие
четких правил по отношению к травле и последовательной реакции на любой
инцидент буллинга со стороны учителя;
• Непонимание
сотрудниками школы проблемы буллинга, неумение выявлять травлю, игнорирование;
• Косвенная
поддержка детям-«агрессорам» со стороны персонала школы (обвинения жертвы,
«сами разберутся»);
• Отсутствие
достаточного контроля (персонала) во время перемен и плохо организованное
пространство вне классов;
• Учитель
не проявляет тепла и поддержки по отношению к детям, у детей нет контакта с
учителем;
Нужно обязательно подчеркнуть, что буллинг
менее распространен в школах, где учителя занимают более активную и открытую
позицию в общении с детьми, и где лучше продумана «система контроля» детей на
переменах (обстановка, количество учителей, различные занятия).
Существуют различные программы
профилактики буллинга в школе, но большинство из них включают в себя
меры на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном:
• В
школе – это информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о
проблеме буллинга, его механизмах и последствиях;
• Принимаются
единые для школы правила в отношении буллинга;
• Необходимо
провести обучение учителей;
• Групповые
занятия с детьми;
• Оказание
помощи жертвам буллинга: индивидуальная или групповая психологическая работа;
• Оказание
помощи детям- «агрессорам»: индивидуальная или групповая психологическая
работа;
• Очень
важно в этой работе взаимодействие с родителями;
• Контроль
детей во время школьных перемен и вне классов, организация игрового и досугового пространства;
Индивидуальные компоненты
программ включают в себя:
• Подробное
исследование проблемы и ее распространенности в конкретной школе (анонимные
опросники детей, опросники для учителей, опросники для родителей, наблюдение).
Обсуждение результатов сотрудниками школы, с детьми и родителями
• Акцент
на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание
принимающей, комфортной и открытой атмосферы в школе и в классе.
• Включение
занятий по профилактике буллинга в обязательную школьную программу
• Создание
свода правил, совместно с детьми, в отношении буллинга и поведения детей при
столкновении (напрямую или косвенно) с ним
• Акцент
на работе с детьми-свидетелями травли: пассивными участниками и детьми, которые
предпочитают никак не участвовать, изменение групповой динамики
• Создание
на базе школы команды специалистов по буллингу: анти-буллинговых комитетов
(учителя, психолог, соц.педагог, директор…)
• Подробное
исследование проблемы и ее распространенности в конкретной школе (анонимные
опросники детей, опросники для учителей, опросники для родителей, наблюдение).
Обсуждение результатов сотрудниками школы, с детьми и родителями
• Акцент
на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание
принимающей, комфортной и открытой атмосферы в школе и в классе.
Такая же важная часть
работы, как и работа с детьми «жертвами» это работа с детьми-«агрессорами»
• Здесь
необходима наибольшая вариативность в подходах и методах;
• Необходимо
учитывать, что наказания и жесткие санкции в целом малоэффективны;
• Обязательна
индивидуальная психологическая работа с ребенком-агрессором;
• Последовательные
индивидуальные встречи с ребенком-жертвой, ребенком-агрессором, с другими
нападающими детьми, далее со всеми вместе (метод Пикаса);
• В
некоторых программах ведется активная работа с родителями (группы поддержки,
регулярные встречи, т.п.);
• Встречи
всех детей-участников (жертвы, агрессора, других нападающих, и нескольких
свидетелей), вместе с учителем/психологом/социальным работником. Обсуждение
ситуации, чувств ребенка-жертвы, возможных выходов из нее (подход «Не обвиняй»,
Робинсон и Мэйнс);
• Развитие
навыков управления гневом (контроль импульсов): индивидуальная и групповая
работа;
• Групповая
работа по навыкам взаимодействия и принятию решений.
При работе с детьми -
«агрессорами» необходимо понимать, чем обусловлено такое агрессивное поведение
детей, причины его возникновения.
При оценке поведения
как агрессии, учитывается:
• нанесение
вреда;
• намерение;
• мотив.
Важно в этой работе
также изучить базовые условия формирования агрессивного поведения:
1. Как происходит научение агрессивному
поведению;
2. Факторы, способствующие проявлениям
агрессии;
3. Подкрепление агрессивного поведения:
- непосредственное
подкрепление агрессии окружением;
- наблюдение, как
поощряется агрессия других людей;
- самостоятельное
поощрение своей агрессии.
Очень часто именно семейные факторы являются
причиной возникновения агрессивного поведения у детей. В таких семьях обычно
присутствуют такие факторы:
1. Физические наказания;
2. Ребенок является свидетелем насилия
между родителями;
3. Отгороженность, холодность, безразличие
матери;
4. Нарушение границ
5.
Поощрение агрессивного поведения родителями
6.
Непоследовательность воспитания (то поощрение, то
игнорирование)
Имеют значение для агрессивного поведения и такие
личностные факторы:
• Трудности
контроля аффекта;
• Травматические
переживания.
Учитывая все вышеперечисленное, необходимо
правильно выбрать направления работы с агрессивными детьми.
Основными направления работы являются:
• Контакт
с ребенком;
• Разрешение
проблем, лежащих в основе агрессивного поведения;
• Мотивирование
ребенка;
• Ситуационные
факторы:
-
лишение преимуществ агрессии;
• Контроль
собственной злости и окружения.
Из всего
вышеизложенного можно констатировать, что проблема буллинга остро стоит в нашем
обществе. Но, не смотря на ее сложность и многоплановость, работать с этой
проблемой можно и нужно, учитывая накопленный опыт в этой области других стран,
но и используя свои знания, свой творческий потенциал и профессиональную активность.
Спасибо за информацию.
ОтветитьУдалитьОчень глубокий и всесторонне изложенный материал. Было очень интересно ознакомиться!