понедельник, 20 апреля 2015 г.

Индивидуальный подход в защите прав и интересов ребенка в случае жестокого обращения

Декларация прав ребенка 1959 г. провозгласила, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту,  и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, так и отдельные национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер. Способность иметь права (правоспособность) возникает с мо­мента рождения человека.
Одним из главных направлений деятельности социального педагога выступает защита прав ребенка. Особенность социально­ педагогической деятельности в данном случае состоит в наличии законодательно регламентированных технологий, в осуществлении которых социальный педагог выполняет отдельные операции.
Социальный педагог в школе, работая с родителями, своевременно  может решать отдельные проблемы, выступая в роли в консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации, ад­реса специалистов).
Одна из типичных ситуаций - жестокое обращение с ребен­ком. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.Мы рассмотрим только две наиболее распостраненные формы насилия.

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответст­венными за их воспитание, физических повреждений, которые мо­гут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
К возможным признакам физического насилия относят:
множественные повреждения, имеющие специфический ха­рактер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, крово­излияния в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов травматического характера) и различную давность (свежие и заживающие);
-                       задержка физического развития;
-                    признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, не­опрятный внешний вид, сыпь);
-                    отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реаги­рование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
-                   боязнь идти домой после школы;
-                    одиночество, отсутствие друзей;
-                    болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
-                   заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
-                   псевдовзрослое поведение;
-                   лживость, воровство, жестокое обращение с животными;
-                   склонность к поджогам;
-                    побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алко­голя, наркотиков.
Для социального педагога могут быть показательны особенности поведения родителей или попечителей, позволя­ющие заподозрить жестокое обращение по отношению к ребенку:
-                    противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения по этому поводу;
-                    позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициа­тива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
-                   перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;
-                    неадекватность реакции на тяжесть повреждений в сторону их преувеличения или преуменьшения;
-                   отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
-                    невнимание к ребенку, лишение его ласки, эмоциональной поддержки;
-                    признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность
и др.);
-                    высказывание большой обеспокоенности собственными про­блемами, не относящимися к здоровью ребенка;
воспоминание о пережитых в детстве наказаниях
2. Моральное насилие -это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству.
Признаки моральной жестокости можно отметить, если ребенок:
-                 отстает в физическом развитии;
-                  имеет низкую массу тела, увеличивающуюся при регулярном, дос­таточном питании (например, во время пребывания в боль­нице);              
-                  имеет задержку речевого и моторного развития, которые ликвиди­руются при изменении ситуации и при заботе о ребенке;
-                  повторяются случаи травматизма или отравлений;
-                  часто болеет вялотекущими хроническими и ин­фекционными заболеваниями;
-                  санитарно-гигиеническая запущенн, есть педикулез;          
-                  утомлен, исмеет сонный вид, опухшие веки;
-                  постоянно голоден и (или) испытывает жажду, замечен в краже пищи;
-                  стремится любыми путями, вплоть до нанесения самопо- вреждений, привлечь к себе внимание взрослых, требует ласки и внимания;
-                  часто бывает в подавленном настроении, апатичен, пассивен, имеет низкую самооценку;
-                  агрессивен, импульсивен;
-                  склонен к делинквентному или антиобщест­веннму поведению, вплоть до вандализма;
-                  плохо вступает в социальные взаимоотношения, неумеет дружить, неразборчиво дружелюбен;
-                  проявляет признаки регрессивного поведения;
-                  имеет трудности в обучении, низкую школьную успеваемость, дефицит знаний.
Однако, следует заметить, что недостаток заботы о ребенке может быть не предумышлен­ным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 при­знаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия. Если же возникает стойкое убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, социальному педагогу необходимо проанализировать вместе с пришедшим на консультацию роди­телем свои возможности, обратится за содействием к психологу, инспектору по охране детства, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних, медработнику, специалистам органов опеки и попечительства. Крайней формой можетявиться обращение в суд.
Согласно ст. 56 п. 2. Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.             
Должностные лица организаций и иные граждане, которым ста­нет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Право ребенка на защиту от от жестокого обращения прописано и в Уголовной Кодексе Российской Федерации. Так в статье 156 за­фиксировано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или другим лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педа­гогом либо другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким об­ращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до од­ного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью на срок до трех лет или без такового.

Комментариев нет:

Отправить комментарий