Декларация прав ребенка 1959 г. провозгласила, что ребенок, ввиду
его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и
заботе, включая надлежащую правовую защиту,
и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, так и отдельные
национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать
права детей путем законодательных и иных мер. Способность иметь права
(правоспособность) возникает с момента рождения человека.
Одним из главных направлений деятельности
социального педагога выступает защита прав ребенка. Особенность социально
педагогической деятельности в данном случае состоит в наличии законодательно
регламентированных технологий, в осуществлении которых социальный педагог
выполняет отдельные операции.
Социальный педагог в школе,
работая с родителями, своевременно может
решать отдельные проблемы, выступая в роли в консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий,
комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая
психолого-педагогические рекомендации, адреса специалистов).
Одна из типичных ситуаций -
жестокое обращение с ребенком. Различают четыре основные формы жестокого
обращения с детьми.Мы рассмотрим только две наиболее распостраненные формы
насилия.
1. Физическое насилие -
преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо
лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут
привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи)
нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в
развитии.
К возможным признакам физического насилия
относят:
множественные
повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня,
сигаретный ожог, кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения на голове,
выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения
внутренних органов травматического характера) и различную давность (свежие и
заживающие);
-
задержка физического
развития;
-
признаки плохого ухода
(гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь);
-
отсутствие сопротивления
случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения
и травм;
-
боязнь идти домой после
школы;
-
одиночество, отсутствие
друзей;
-
болезненное отношение к
замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
-
заискивающее поведение,
чрезмерная уступчивость;
-
псевдовзрослое поведение;
-
лживость, воровство, жестокое
обращение с животными;
-
склонность к поджогам;
-
побеги из дома, суицидальные
попытки, употребление алкоголя, наркотиков.
Для социального педагога могут быть показательны особенности
поведения родителей или попечителей,
позволяющие заподозрить жестокое обращение по отношению к ребенку:
-
противоречивые, путаные
объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения по этому поводу;
-
позднее обращение за
медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от
постороннего лица;
-
перекладывание
ответственности за травму на самого ребенка;
-
неадекватность реакции на
тяжесть повреждений в сторону их преувеличения или преуменьшения;
-
отсутствие обеспокоенности
за судьбу ребенка;
-
невнимание к ребенку,
лишение его ласки, эмоциональной поддержки;
-
признаки психических
расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность,
неадекватность
и др.);
-
высказывание большой
обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
воспоминание
о пережитых в детстве наказаниях
2.
Моральное насилие -это форма насилия, которая может приводить к психологической
травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому
расстройству.
Признаки моральной жестокости можно отметить, если
ребенок:
-
отстает
в физическом развитии;
-
имеет
низкую массу тела, увеличивающуюся при регулярном, достаточном питании
(например, во время пребывания в больнице);
-
имеет
задержку речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении
ситуации и при заботе о ребенке;
-
повторяются
случаи травматизма или отравлений;
-
часто
болеет вялотекущими хроническими и инфекционными заболеваниями;
-
санитарно-гигиеническая
запущенн, есть педикулез;
-
утомлен,
исмеет сонный вид, опухшие веки;
-
постоянно
голоден и (или) испытывает жажду, замечен в краже пищи;
-
стремится
любыми путями, вплоть до нанесения самопо- вреждений, привлечь к себе внимание
взрослых, требует ласки и внимания;
-
часто
бывает в подавленном настроении, апатичен, пассивен, имеет низкую самооценку;
-
агрессивен,
импульсивен;
-
склонен
к делинквентному или антиобщественнму поведению, вплоть до вандализма;
-
плохо
вступает в социальные взаимоотношения, неумеет дружить, неразборчиво
дружелюбен;
-
проявляет
признаки регрессивного поведения;
-
имеет
трудности в обучении, низкую школьную успеваемость, дефицит знаний.
Однако,
следует заметить, что недостаток заботы о ребенке может быть не предумышленным,
а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью,
чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных
потрясений.
При
оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс
проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 признаков, учитывая, что чаще
всего встречается сочетание нескольких форм насилия. Если же возникает стойкое
убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, социальному педагогу
необходимо проанализировать вместе с пришедшим на консультацию родителем свои
возможности, обратится за содействием к психологу, инспектору по охране
детства, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних, медработнику,
специалистам органов опеки и попечительства. Крайней формой можетявиться
обращение в суд.
Согласно ст. 56
п. 2. Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на защиту от
злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и
законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем
выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию
ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе
самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по
достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Должностные
лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или
здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить
об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения
ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан
принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Право
ребенка на защиту от от жестокого обращения прописано и в Уголовной Кодексе
Российской Федерации. Так в статье 156 зафиксировано, что неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем
или другим лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом либо
другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного
учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это
деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается
штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо
ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух
лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментариев нет:
Отправить комментарий