суббота, 10 января 2015 г.

Кто Ваш ребенок — визуал, аудиал, кинестетик?

Чери Фуллер в книге «Подбери ключ к обучению своего ребенка» приводит результаты исследования, которые говорят о том, что 30% учеников воспринимают информацию зрительно, 25% — на слух, 15-20% школьников требуется для усвоения знаний «практический опыт», а 30% обучается с помощью комбинации методов.
Практика показывает, что именно эти 30% детей, способных воспринимать как визуальную (зрительную) и аудиальную (слуховую) информацию, так и практический опыт, оказываются успешными .

Специалисты выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями. Визуалы воспринимают окружающую действительность с помощью зрения, аудиалы — с помощью слуха, кинестетики познают мир посредством чувств, ощущений. Эта классификация, как и другие подобные, является условной, поскольку в реальной жизни каждый человек обладает чертами не одного, а нескольких типов. Однако у каждого из нас доминирующим оказывается один из каналов приема информации, и умение определить ведущий тип восприятия ребенка, с которым нам придется заниматься, поможет сделать процесс подготовки к школе (а в дальнейшем и сам процесс обучения) более эффективным и безболезненным для будущего первоклассника.
Определить доминирующий тип восприятия ребенка можно с помощью наблюдения за ним и анализа его речи. Очень важно добиться того, чтобы сам ребенок смог рассказать, каким способом ему легче воспринимать и запоминать информацию, и научился использовать это знание в обучении.
Дети-визуалы лучше усваивают учебный материал, если видят его перед собой, поэтому книжки для них должны содержать много иллюстраций. Обычно они быстро обучаются чтению и хорошо понимают прочитанное, любят выполнять задания в рабочих тетрадях, аккуратно все оформляют. На занятии они быстро запоминают прочитанное или увиденное, но также быстро могут забыть материал.
Учитывая эти особенности ребенка-визуала, можно сделать процесс его обучения гораздо эффективнее и приятнее. Так, использование пиктограмм поможет ему без труда вспомнить информацию, полученную на уроке. Двусторонние карточки (на одной стороне — буква или цифра, на другой — рисунок ребенка) будут способствовать быстрому запоминанию букв и цифр. А для того чтобы обратить внимание ребенка на важную информацию в книге или в рабочей тетради, лучше всего воспользоваться цветным маркером, выделив нужный абзац или картинку. Если ребенку удалась буква или цифра в прописях, то можно попросить его подчеркнуть ее или обвести фломастером или маркером.
Если ребенку предстоит выполнить в течение вечера сразу несколько заданий, можно составить их список и позволить ему самому вычеркивать уже сделанное. Для не умеющего читать ребенка список можно заменить рисунками.
Рабочее место ребенка-визуала должно быть аккуратным: у каждого предмета — свое место.
Как показывает практика, дети-визуалы наиболее подготовлены к грамотному письму.
Для ребенка-кинестетика характерен хороший двигательный баланс, замечательная двигательная память. Он умеет использовать при обучении конкретные предметы, которые ему помогают. Поэтому если ребенок пока еще считает только при помощи пальцев или счетных палочек, то взрослые, запрещающие это делать, лишают его одной из успешных стратегий. И уж если совсем невозможно использовать именно ее, то взамен ребенку необходимо дать другой удобный для него способ (например, ребенок может сам рисовать и считать нарисованные грибы, шарики и др.).
Для того чтобы ребенок запомнил цифры и буквы, в период их изучения лучше использовать пластилин, глину, магнитные буквы. Можно насыпать букву или слово песком на пляже, поливать струей воды на песке, «рисовать» ее на теле ребенка. Кинестетик лучше запоминает то, что делает сам, что чувствует, он учится на своем опыте.
Ребенок-кинестетик лучше усваивает материал, если сам объясняет его кому-то, например маме или кукле. Большая учебная доска, на которой ребенок сможет рисовать и писать параллельно с вашим объяснением, также поможет ему.
При обучении кинестетика, энергичного и непоседливого, особенно важна организация рабочего места, на котором не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание. Заниматься с ним надо в определенное время и на постоянном месте, порядок на котором помогает поддерживать взрослый. Перед занятием желательно дать ребенку отдохнуть, а время занятий разбить на короткие отрезки. Еще до поступления в школу необходимо учить ребенка фиксировать внимание на одном предмете в течение 15-20 минут.
Ребенок-аудиал может выполнить инструкцию учителя, выслушав ее один раз. Ему нравится чтение вслух, он легко решает проблемы, проговаривая их вслух. Однако он легко отвлекается при постороннем шуме. Инструкции учителя для ребенка-аудиала должны быть четкими и ясными. На занятии такой ребенок отвлекается на разговоры с окружающими.
При обучении аудиалов хорошо использовать магнитофонные записи, рифмовать правила, по возможности (при домашнем обучении) спеть под музыку материал, который нужно запомнить. Рассказывание историй, чтение вслух, рифмы — все это станет подспорьем при обучении ребенка-аудиала.
По мнению Чери Фуллер, тип обучения ребенка не постоянен — по мере взросления могут проявиться новые способности. Постепенно обучение становится все более визуально ориентированным (то есть детям все меньше объясняют, все больше информации они должны отыскивать в учебниках самостоятельно), поэтому ребенок-визуал в старших классах может стать успешнее, чем был в начальной школе. А степень риска учеников-аудиалов, напротив, повышается. Кинестетикам труднее всех в школе, так как одно из главных требований — неподвижно сидеть на уроке. Успешнее учиться будет тот ребенок, у которого развиты и визуальная, и аудиальная, и кинестетическая системы восприятия информации. Поэтому уже в детском саду и на подготовительных курсах рекомендуется многосенсорное обучение, в процессе которого информация, предлагаемая учителем, воспитателем, может восприниматься по нескольким каналам.
Родителям и педагогам, приступившим к обучению ребенка, надо определить тип восприятия информации и проанализировать, соответствует ли стиль подачи материала ведущему каналу восприятия ребенка. Давать новый материал рекомендуется исходя из предпочитаемого ребенком стиля, закреплять изученное — используя наименее предпочтительный стиль, а проверять выученное — снова на основе доминирующего стиля. Когда ребенок вынужден использовать разные стили восприятия информации, он гораздо лучше усваивает учебный материал.


Комментариев нет:

Отправить комментарий