воскресенье, 25 января 2015 г.

Леворукий ребенок

Одни родители не испытывают особого беспокойства, наблюдая, как ребенок держит ложку в левой руке, причесывается левой рукой или разговаривает по телефону, слушая левым ухом, считая, что это со временем пройдет. Другие, наоборот, начинают беспокоиться и обращаются к специалистам, считая, что проявления леворукости могут свидетельствовать о заболевании ребенка. Особенно тревожатся те родители, у которых кто-либо из родственников имел неудачный опыт обучения или даже переучивания. Некоторые же взрослые (а за ними — и их дети) гордятся «особенностью» ребенка, прочитав в литературе, что леворукость может свидетельствовать об одаренности ребенка. 
Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос: что является причиной леворукости и чем леворукий человек отличается от праворукого. Но специалисты едины в том, что леворукость — это результат особой организации мозга, один из вариантов нормального развития ребенка. И уж, конечно, нельзя считать леворукость болезнью, а тем более предпосылкой снижения умственных способностей. Существует понятие «бытового левшества»: ребенок чистит зубы, держит расческу, ложку, ножницы в левой руке. Однако есть понятие «графического функционального превосходства», которое проявляется во время рисования или письма. Как правило, «графические» левши оказываются и бытовыми, то есть ребенок предпочитает все делать левой рукой. А «графические» правши встречаются реже, чаще в тех случаях, когда ребенка насильно переучили.
Леворукие дети часто отличаются повышенной эмоциональностью, любят подвижные игры, поэтому уже в детском саду они могут вызывать нарекания воспитателей. На занятиях леворукому ребенку неудобно рисовать красками узоры слева направо, потому что они размазываются, неудобно вырезать из бумаги, она режется с трудом или просто рвется (хотя уже есть в продаже ножницы для левшей, у которых лезвие направлено к левой руке). Но в детском саду, особенно если воспитатель внимателен к детям, левши успешно адаптируются, не выделяясь особенно из общей массы детей. Исключение составляют случаи «гиперответственности» взрослых (воспитателей и родителей), решивших насильственно переучивать ребенка, но такие ситуации, к счастью, встречаются все реже и реже. Основные же трудности могут начаться в школе.
Специалисты отмечают, что дети-левши могут позже созревать в психическом плане, что выражается в более тяжелей адаптации в первом классе, в быстро наступающем утомлении от большого количества социальных контактов.
Как правило, признаки левшества и правшества могут наблюдаться в различных сочетаниях, и специалисты отмечают, что многим людям присущ смешанный профиль. Если ребенка уже в раннем детстве стимулировали держать ложку, карандаш, расческу в правой
руке, он, научившись этому, все же является левшой. Причем о его левшестве родители могут даже не догадываться.
Очень часто леворуким детям свойственна повышенная эмоциональность, что тоже необходимо учитывать в процессе подготовки к школе. Не следует их перегружать участием в эмоционально насыщенных мероприятиях (походы в цирк, театр, массовые гуляния и др.), особенно перед предстоящей рабочей неделей.
Можно ли определить ведущую руку еще до обучения в школе? В этом вам, безусловно, поможет специалист — невропатолог или психолог. Но родители могут и сами попытаться определить ведущую руку с помощью тестирования.
Обстановка при выполнении ребенком заданий, предлагаемых взрослым, должна быть спокойной, доброжелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы пытаетесь определить.
Попросите ребенка выполнить следующие бытовые и графические действия, наблюдайте за ним, ставя пометки «левая рука» или «правая рука». Подсчитайте, насколько чаще и эффективнее ребенок действовал той или иной рукой при выполнении заданий. Определите ведущую руку ребенка.

1.    Раздай карты. (Ведущая рука та, что раскладывает карты.)
2.    Похлопай в ладоши. (Ведущая рука сверху.)
3.    Отвинти гайку, накрученную на болт. (Ведущая рука отвинчивает гайку.)
4.    Погладь игрушечную зверюшку, держа ее в руке. (Ведущая рука гладит.)
5.    Вдень нитку в иголку (для малышей — палочку в кольцо). (Ведущая рука вдевает нитку в иголку.)
6.    Покажи, как зажигают спичку. (Ведущая рука проводит спичкой по коробку.)
7.    Открой (отвинти) пробку на пузырьке. (Ведущая рука отвинчивает пробку.)
8.    Поиграй в «Сороку-ворону». (Ребенок будет рисовать пальцем ведущей руки круги на ладони другой.)
Специалисты считают, что если ребенок был переучен в дошкольном возрасте с левой руки на правую, то категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти первого класса.
К счастью, сейчас все реже встречаются родители и учителя, переучивающие левшей, но проблема обучения леворукого ребенка — определение методики обучения письму, посадки, положения тетради; работа ребенка на уроках труда и в школьных мастерских (специальные инструменты) — до сих пор остается нерешенной.
При письме левой рукой не рекомендуется требовать, чтобы дети писали с тем же наклоном, что и праворукие. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперед, в отличие от праворуких, у которых выдвинуто вперед правое плечо.
Более целесообразно, если при правостороннем наклоне леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Положение тетради он должен выбрать сам. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывное письмо. У леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное пись-
мо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), низкая скорость письма (возможно, это результат отсутствия адекватной методики обучения леворуких детей письму).
Лучше быть более снисходительным к качеству письма леворукого ребенка, и тем более переученного, чем требовать от него невозможного, увеличивая тем самым трудности обучения в школе.
При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Положение парт и классной доски не позволяют посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому лучшее место для него — у окна, слева за партой. Там лучше освещенность, а, кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой. Дома обязательно должна быть настольная лампа, которую надо ставить справа от ребенка.
Только общая линия поведения учителя и родителей, рассматривающих леворукость ребенка как индивидуальный вариант развития в пределах нормы, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворуким детям адаптироваться в преимущественно праворуком мире и успешно обучаться в школе.
Рекомендации по развитию мелкой моторики и обучению письму леворукого ребенка
•    Настольная лампа должна располагаться справа от ребенка.
•    В классе за партой ребенок всегда сидит слева от соседа.
•    Наклон тетради — традиционный или без наклона.
•    Возможны как обычный тип письма (кончик ручки смотрит в плечо), так и письмо «крюком» (кончик ручки смотрит вперед), либо промежуточный тип письма (карандаш или ручка параллельны строчке).
Рекомендации по адаптации леворукого ребенка к школе
1.    Необходимо снизить требования к скорости и качеству письма, не требовать писать без помарок.
2.    Желательно давать леворукому ребенку индивидуальные варианты письменных работ, которые могут быть выполнены в медленном темпе.
3.    Рекомендуется выполнять упражнения для развития координации обеих рук.
4.    В некоторых случаях необходимы коррекционноразвивающие занятия с логопедом и психологом.
5.    Обучать чтению леворукого ребенка иногда целесообразно «от целого к частному».
6.    Обучая леворукого ребенка, желательно делать упор на социальную значимость и престижность учебной деятельности.
7.    В процессе занятий необходимо давать ребенку возможность проявить инициативу, творческие способности.
8.    Во время занятий можно использовать музыкальный фон.
9.    При обучении желательно предоставлять ребенку визуальную поддержку (наглядную информацию), возможность манипуляции с предметами (например, при решении задачи).
10.    При опросе желательно использовать открытые вопросы, требующие развернутых ответов.
11.    Поддержка и доброжелательное отношение взрослых помогут ребенку поверить в свои силы и создать положительное отношение к учебе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий