воскресенье, 25 января 2015 г.

Режим дня первоклассника

В какое время у вашего сына или дочки начинаются школьные занятия? В 8:00, 8:30 или в 9:00? Просыпаться ребенку нужно за час до выхода из дома (заранее спланируйте дорогу, узнайте, сколько времени она занимает, и добавьте 10% от этого времени на непредвиденные обстоятельства). Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы проснуться, не спеша собраться, обсудить с вами предстоящий день и позавтракать. Желательно сделать 10-минутную зарядку — это поможет стряхнуть остатки сонливости. Однако делать ее он будет только в том случае, если мама или папа либо выполняют упражнения вместе с ним, либо доброжелательно и мягко напоминают ему об этом систематически (а не от случая к случаю, в зависимости от настроения).

Если ваш ребенок ест по утрам плохо, постарайтесь на завтрак приготовить то, что он любит; лучше обговорить меню еще вечером. Дорога к школе должна включать в себя 10-15 минут пешей прогулки.
Математика, чтение, письмо, рисование (или труд, или музыка)... Уроки закончились. Казалось бы, четыре урока — совсем небольшая нагрузка для первоклассника. Однако поданным «Вестника образования России» за 2003 год, 37,5% первоклассников обычной школы заканчивают учебный день с признаками сильного утомления. Среди первоклассников-гимназистов их 40%.
Распространенная ошибка родителей: пришел из школы, пообедал — садись делать уроки. Утомление от школьных занятий еще не прошло, а после обеда лучший отдых для ребенка — это сон. Особенно если у вашего малыша ослабленное здоровье или он недавно перенес какое-либо заболевание. Есть дети, которые категорически отказываются спать днем. Тогда возможен другой вариант восстановления сил после учебного дня — это прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми. Ребенок должен гулять не менее трех с половиной часов.
Максимальная работоспособность человека (и первоклассника в том числе) приходится на период с 10:00 до 13:00 часов. К 14:00 она снижается. Ас 16:00 до 19:00 снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20:00. Наилучшее время для выполнения домашнего задания — 16-17 часов. Однако у каждого ребенка может быть свой график работоспособности, и заботливые родители, наблюдая за ребенком и обсуждая с ним этот вопрос, могут легко нарисовать его график работоспособности (по часам за сутки, по дням недели). Продолжительность занятия не должна превышать 25-30 минут, при этом необходимо делать перерывы на разминку.
В возрасте шести-семи лет ребенок должен есть каждые 3-4 часа. Если обед у вашего сына или дочки в 13:00 или в 13:30, то примерно в 16:30 должен быть полдник (например, сок, молоко или йогурт с печеньем, булочкой).
Выбирая кружки для ребенка, определите, что именно интересно ему, какое количество занятий он сможет посещать без ущерба для здоровья и (что немаловажно) сколько времени займет дорога. Возможно, что поступление в обычную и музыкальную школу в один год будет слишком большой нагрузкой для ребенка. Возможно, имеет смысл перенести какие-то занятия на год позже, когда ребенок окрепнет физически и адаптируется к школе.
Очень важно, чтобы в режиме дня у ребенка нашлось время для игр и любимых занятий. Просмотр телевизионных передач не заменит игры, которая все еще необходима для развития шести-семилетнего ребенка. Чрезмерное увлечение телевизором и компьютером небезопасно. Это большая зрительная и эмоциональная нагрузка, которая зачастую заменяет собой общение с родителями, друзьями, тормозит развитие познавательной активности ребенка. Содержание и длительность просмотра телепередач, а также компьютерных игр у дошкольника и первоклассника, несомненно, регулируются взрослыми. У вас всегда есть возможность подобрать репертуар детских фильмов, сказок и мультфильмов на свое усмотрение. Телепередачи лучше смотреть с расстояния 2-5 метров в слегка освещенной комнате.
Найдите время вечером и пообщайтесь со своим ребенком, обсудите, как обстоят его дела в школе. Похвалите за любые успехи. Помогите исправить то, что не получилось. Своей доброжелательностью вы создаете у ребенка настрой на следующий день.
И вот выходной. Можно поспать подольше, особенно если в течение учебной недели ребенок недосыпает. Если у первоклассника два выходных (и суббота и воскресенье), постарайтесь, чтобы один из дней был полностью освобожден от уроков. Для выполнения домашних заданий отведите первую половину дня, когда работоспособность ребенка достаточно высокая. Помните, что во всем нужна мера: не увлекайтесь решением примеров и тренировкой техники чтения. Постарайтесь заинтересовать ребенка, чередуйте занятия с играми. В выходной день желательно погулять 5-6 часов. Прекрасно, если это будет лыжная или велосипедная прогулка, катание на санках или коньках. Посещение музея или театра тоже лучше совершить в выходной день. Но режим питания и отход ко сну нарушать нельзя.
И снова утро. Звенит будильник. А до школы еще час или полтора...
ВТОРОЕ СЕНТЯБРЯ -ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА ИЛИ РАБОТА?
Первое сентября — цветы, подарки, школьный праздник. Поздравления, радость и гордость за то, что мы — родители настоящего школьника. Но наступает 2 сентября, затем 3 сентября, и вот уже позади первая школьная неделя. «Все ли в порядке?» — задают себе вопрос родители, видя, что не так-то легко сыну или дочке проснуться рано утром. Появляются первые вопросы маленького ученика: а надо ли ходить в школу каждый день? а можно ли после уроков не оставаться на продленке, а пойти домой? а когда же закончатся эти домашние задания?


Вслед за первым праздничным днем следуют учебные будни. Они существенно меняют жизнь ребенка, а значит, и его родителей. Необходимо время для того, чтобы организм маленького ученика привык к изменению ритма жизни, к смене основной деятельности (игровой на учебную), ограничению двигательной активности. Изменяется и характер взаимоотношений ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Возникает необходимость соблюдать школьный распорядок и дисциплину. Приспособление организма ребенка к изменившимся условиям происходит постепенно. Потребуется не день и даже не неделя для адаптации маленького ученика к школе. И родители и учителя могут оказать ребенку помощь в привыкании к новому ритму и правилам школьной жизни.
Существуют понятия физиологической и социальной адаптации ребенка к школе.
Физиологическая адаптация ребенка к школе
Период физиологической адаптации составляет около пяти-шести недель, то есть продолжается до 10-15 октября.
Особенно трудны для организма ребенка первые две-три учебные недели, они характеризуются значительным напряжением практически всех систем организма. Если выбранная родителями программа обучения не соответствует возрастному развитию ребенка, его физическим и интеллектуальным возможностям, то уже в первые недели обучения можно наблюдать резкое падение учебной активности и снижение работоспособности первоклассника. Данную фазу физиологической адаптации М. М. Безруких называет этапом «физиологической бури».
Прошло пять-шесть недель обучения, и только теперь снижается напряжение центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы организма ребенка, становятся более стабильными показатели учебной работоспособности. Однако общее состояние организма маленького ученика зависит от того, с каким «букетом» соматических проблем он появился на пороге школы. Легче адаптируются к умственной и физической нагрузкам здоровые дети с гармоничным физическим развитием.
Каковы же основные симптомы, характеризующие неблагоприятное протекание адаптационного периода? Это могут быть двигательное возбуждение или заторможенность, частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, нежелание идти в школу или ложиться спать, жалобы на головную боль, нарушение сна, провокационное поведение (непослушание, агрессивные вспышки). Если вас беспокоят такие проявления в поведении ребенка уже в первые месяцы обучения в школе, лучше обратиться к врачу, а при необходимости и к школьному психологу. Попросите совета у «старших» родителей, чьи дети уже закончили первый класс. Помогите своему ребенку и себе избежать ненужных проблем. Обязательно задайте специалисту все интересующие вас вопросы.
Внимательно наблюдайте за здоровьем ребенка в течение всего периода обучения в первом классе. Частые простудные, хронические заболевания затрудняют адаптацию первоклассника, снижают уровень его работоспособности, являются причиной быстрой утомляемости и могут отразиться на успешности усвоения школьной программы.

Социальная адаптация ребенка к школе
Начало учебы в школе — это не только уроки (где, несомненно, важен личный контакт ребенка с учителем), но и перемены, а значит, общение и дружба с детьми, которые учатся вместе с вашим ребенком. У многих детей на момент поступления в первый класс уже сформирована внутренняя социальная позиция: «Я — школьник». Осознание этой позиции помогает ребенку принять требования учителя, правила школьной дисциплины, распорядок дня и новые взаимоотношения со сверстниками. Однако отношения между детьми не всегда безоблачны, поэтому родителям и учителю важно помочь первокласснику, особенно в первые недели пребывания в школе, научиться бережно и внимательно относиться друг к другу. Постарайтесь научить ребенка уважать точку зрения других людей, вежливо высказывать свое несогласие с чем-либо.
Каждому ребенку важно, чтобы в школе его любили и учитель, и дети. Те положительные эмоции, которые испытывает ребенок, общаясь с одноклассниками, облегчают его адаптацию к школе. Здесь очень важна роль первого учителя: его мнение и характеристики других детей и самого ребенка принимаются маленькими школьниками безоговорочно. Если Марья Ивановна сказала, что Коля вредина, значит, так оно и есть. Соответственно весь (или почти весь, за редким исключением) класс будет относиться в Коле как к вредине. А к Маше («так учительница сказала») — как к умнице. Получается, что ребенок, «нелюбимый» учителем, страдает вдвойне — его не любит учитель, а значит, и дети.

По данным М. М. Безруких, по характеру адаптации к школе выделяют три группы детей: с легкой адаптацией (происходит в течение первой четверти), адаптацией средней тяжести (в течение первого полугодия) и тяжелой адаптацией (возможны нарушения в состоянии здоровья и социальная дезадаптация, усиливающиеся к концу учебного года).
Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться к новым жизненным условиям?
1.    Прежде всего оказывать поддержку ребенку в его делах, вселять в него уверенность, что вы верите в него, в его силы, а при необходимости всегда придете на помощь.
2.    Выслушивайте все рассказы ребенка о школе, а если он не рассказывает сам или рассказывает мало — расспрашивайте его. Если ему трудно выделить главное (чем стоит поделиться с вами), задавайте конкретные вопросы, на которые легче ответить. Обсуждайте школьные дела ребенка и свои рабочие проблемы со всей семьей, например за ежедневным вечерним чаем.
3.    Не сводите беседу к примитивным вопросам, касающимся питания, количества уроков. Постарайтесь выяснить, с кем ребенок играл и в какие игры, как провел перемену, что за день ему больше всего понравилось, что вызвало переживания.
4.    Приобщать ребенка к самостоятельности постепенно, не обрушивая на него непосильную нагрузку. Если ребенок пока еще не в состоянии выполнять уроки сам, постарайтесь, чтобы необходимая ему помощь с каждым разом становилась все менее существенной.
5.    Поощряйте любые попытки ребенка проявить самостоятельность, рассказывайте о таких его действиях членам семьи.
6.    Соблюдайте режим дня. Если необходимо — выделите время для дневного сна или хотя бы пассивного отдыха. После школы желательна прогулка, и только после нее можно приступать к урокам.
7.    Помогите организовать пространство и время, особенно при выполнении домашних заданий. Выясните, когда у ребенка высокая работоспособность, и в соответствии с этим определите благоприятные периоды для выполнения домашнего задания.
8.    Помогите ребенку определить удобные для него способы выполнения различных заданий, научите использовать их как дома, так и в классе.
9.    Постарайтесь в первые минуты встречи не спрашивать ребенка, какие оценки он получил в школе. Иначе он может подумать, что главное для вас — не он сам, а его успехи.
10.    Постарайтесь спокойно относиться к «плохим» оценкам (вернее, к тем, которые не нравятся вам), не упрекайте ребенка, не заставляйте его в наказание дополнительно заниматься.
11.    Следите за состоянием здоровья ребенка. Если налицо признаки утомления и даже переутомления, постарайтесь уменьшить нагрузку, а в сложных случаях — обратитесь к врачу.
12.    Перед сном не устраивайте шумных игр, серьезных разговоров, не наказывайте ребенка. Лучше посидите с ним, почитайте вслух, выразите надежду на то, что завтрашний день принесет удачу вам и вашему ребенку!

ЦЕНА «ПЯТЕРКИ», или ОТЛИЧНИК В ШКОЛЕ
Конечно, каждому из нас хотелось бы, чтобы ребенок был успешным в жизни, в любимом деле и, безусловно, в учебе. Поэтому, когда мы выбираем для него школу, строим планы на будущее, нам и в голову не приходит, что могут возникнуть трудности. Тем более что и воспитатели, и знакомые в один голос твердят, что малыш развит не по годам и очень способный, да и мы сами видим, какой он смышленый и любознательный. Кроме того, уже до поступления в первый класс многие дети действительно владеют огромной информацией: могут с легкостью назвать все планеты Солнечной системы, столицы многих стран мира, свободно рассуждают про озоновые дыры и т. д. К тому же некоторые дети, к восторгу и умилению взрослых, виртуозно обращаются с техникой — компьютерами, мобильными телефонами, DVD-плеерами, цифровыми камерами. Все это дает основание многим родителям рассматривать своего ребенка как неординарного, подающего надежды, что на самом деле, хотя и действительно свидетельствует об определенном уровне развития, не является основополагающим фактором, способствующим эффективному освоению школьной программы.
Таким образом, уже до поступления в школу у родителей вырабатываются определенные ожидания по отношению к своему ребенку, которые к тому же поддерживаются социальными установками. Существует миф о том, что у успешного родителя непременно должен быть успешный ребенок. А показателем успешности ребенка школьного возраста зачастую становятся оценки в дневнике и табеле. Вот и получается, что многие из нас, стремясь доказать себе и окружающим: «Я — правильный родитель», пытаются во что бы то ни стало сделать из ребенка отличника.
Кому-то это удается (причем без особых усилий), кому-то — нет. Некоторые дети действительно с удовольствием включаются в игру, которую предлагают им взрослые и которую можно было бы условно назвать «кто умнее», «кто лучше» или «кто впереди». В этом случае участниками игры, как правило, становятся почти все члены семьи, каждый из которых стремится внести свою лепту в повышение успеваемости дитяти. Кто-то сидит с ребенком и напряженно вглядывается к крючки и палочки, которые выводит первоклассник в прописях, при этом в стремлении к совершенству заставляя малыша снова и снова писать, добиваясь идеального результата. Менее «терпеливые» поступают проще: водят рукой ребенка в тетрадке для домашних заданий (а иногда и попросту пишут сами), чтобы было быстрее и красивее. Затем происходит «передача» ребенка новому «специалисту»: на смену уставшей маме спешит дедушка, отрабатывающий с внуком технику чтения, а вскоре подключается старшая сестра, помогающая оформить гербарий. С переходом ребенка из класса в класс нагрузка (и физическая, и психологическая) как на ребенка, так и на чрезмерно заинтересованных родственников возрастает: написание сочинений, рефератов, творческих работ, докладов становится делом чести всей семьи. Как правило, родители выбирают одну из двух стратегий «помощи» ребенку-школьнику: стратегия контроля и постоянной стимуляции желания стать отличником, либо стратегия «родитель вместо ученика», в результате которой взрослые все выполняют за ребенка. Иногда родители, в силу занятости или подозревая в себе отсутствие педагогических способностей, нанимают для ребенка целую армию репетиторов (даже в первом классе!), отчитывающихся перед строгим строем родственников о проделанной с ребенком работе и о достигнутых результатах.
В некоторых случаях, особенно в начальной школе, как одна, так и другая стратегия приводят к заветной цели: в дневнике и в табеле дочки или сына появляются «пятерки». Казалось бы, цель достигнута, и участники игры должны быть удовлетворены. Но почему-то возникает побочный эффект: проблемы здоровья ребенка или членов семьи. Так, например, чрезмерная нагрузка, обрушившаяся на школьника, не готового к ней, может вызвать соматические проблемы даже у вполне здорового ребенка (учащается количество респираторных заболеваний, появляется головная боль или боль в животе, без видимой причины поднимается температура). Не легче оказывается и состояние некоторых взрослых членов семьи. Таким образом, налицо эффект так называемого «оценочного травматизма», когда погоня за отличными оценками нарушает физическое и душевное равновесие и взрослых, и детей. Ситуации, приводящие
все же к переутомлению и сбоям в работе организма ребенка, встречаются довольно часто. Все это вовсе не означает, что отличник в школе — это плохо, что нельзя настраивать ребенка на хорошую учебу. Однако всякий раз, когда мы, взрослые, ставим перед ребенком задачу получения только отличных и хороших оценок, необходимо взвесить все: физическое состояние ребенка, его способности, возможности и — обязательно — его желание учиться.
Реально оценить вероятность исполнения наших желаний помогут специалисты: врач поликлиники посоветует, какую нагрузку и какой режим может выдержать ученик, а психолог поможет определить способности ребенка. Бывает, что ученик, обладающий уникальными способностями в конкретной области (например, в математике или в музыке), вынужден, подгоняемый взрослыми, соответствовать высокой планке по всем учебным дисциплинам. Тогда данная богом одаренность со временем меркнет, потому что на занятие любимым предметом не остается времени и сил. И всеми признанный отличник не получает удовольствия от процесса учебы. А случается, что «синдром отличника», желание во всем, что делаешь, добиться лучшего результата, остается с человеком навсегда, омрачает жизнь теперь уже взрослого, который, будучи не в состоянии пересмотреть свои установки, зачастую становится жертвой собственных амбиций.
Таким образом, ответственность за те или иные требования к качеству учебы (а вернее, к оценкам) принимает каждый из нас. И ребенок здоров, если желание учиться на «хорошо» и «отлично» исходит от него. Если занятия не превращаются в пытку ни для ребенка, ни для родителей и не вызывают переутомления, тогда желаем вам успехов в покорении новых «учебных вершин».
Зачастую и так довольно сложная проблема со здоровьем усугубляется и ухудшением психологического климата в семье. Так, если для родителей оценки не являются принципиальными, то и ребенок будет воспринимать спокойно даже «двойку». Если же мы искусственно фиксируем внимание школьника как на положительных, так и на отрицательных оценках, он будет относиться к ним настороженно. Причем при получении даже отличной оценки он может испытывать дискомфорт, потому что он привык, что его хвалят не за старания и знания, а всего лишь за оценку. Ведь гарантии того, что одиннадцать лет учителя будут ставить ему только отличные оценки, никто дать не может, и напряжение от ожидания не устраивающей его оценки омрачит радость познания. Подчас беспокойство детей, связанное с оценками, провоцируем именно мы, взрослые. Удивительно и парадоксально, что получать «плохие» оценки боятся не только школьники, но и дети четырех-шести лет, которые гордо заявляют: «Я в школе буду учиться только на «пятерки» и «четверки», чтобы не огорчать маму». Уверенные, что мамину любовь можно заслужить именно таким путем, дети воспринимают плохую оценку как угрозу: потеряешь любовь мамы! У некоторых детей к тому же падает самооценка, потому что уже дошкольниками они твердо знают: хороший ребенок должен хорошо учиться. Откуда эта позиция? Конечно, от нас, взрослых — родителей, воспитателей, учителей.
Путь к отличным оценкам всегда сопряжен с дополнительными учебными нагрузками (за исключением случаев одаренности ребенка). Не все дети, особенно в начальной школе, обладают достаточной волевой готовностью, то есть могут заставить себя вместо прогулки или игры заниматься монотонной работой. Тут на помощь приходят взрослые: мамы и папы, бабушки и дедушки. Но, к сожалению, эта помощь не всегда оказывается эффективной, так как взрослые в семье не всегда имеют единую позицию в отношении обучения ребенка. Разные ожидания, стиль и темп обучения вынуждают ребенка тратить силы на то, чтобы подстроиться к каждому «учителю» в семье. Кроме того, прежде чем приступить к занятиям с ребенком, необходимо оценить и собственные силы: многие ли из нас, взрослых, смогут терпеливо заниматься с ребенком после работы, не от случая к случаю, независимо от настроения, а ежедневно, невзирая на усталость и занятость? Если терпения и сил достаточно, то занятия с ребенком могут принести радость и ученику, и «учителю». Однако на практике чаще всего встречаются другие ситуации, когда раздраженные, уставшие родители не выдерживают подобной нагрузки и начинают кричать, а иногда и оскорблять или даже физически наказывать ребенка. Такая «помощь» не только вредит здоровью сына или дочки, но и становится причиной конфликтов в семье.
Некоторые взрослые подобные конфликты считают не стоящими внимания, привычными и не имеющими никаких последствий. Однако все эти острые моменты, скорее всего, всплывут, когда ребенок станет подростком. Иногда родители, близко к сердцу принимая неудачи и успехи ребенка, спорят и даже ссорятся друг с другом, выясняя, кто виноват в той или иной ситуации. Ребенок, понимая, что именно он стал причиной конфликта, переживает его очень сильно, иногда испытывая вину еще и от того, что мама и папа (или мама и бабушка) в очередной раз из-за него поссорились. Более того, каждый вечер перед занятием с родителями он ожидает неприятностей: упреков, угроз, споров.
Чтобы избежать подобных негативных ситуаций, желательно относиться спокойно как к оценкам, полученным ребенком за то или иное задание, так и к процессу выполнения самого задания. К тому же необходимо определить, насколько родительское участие требуется вашему сыну или дочери и какое именно. Конечно, далеко не каждый ребенок с первых дней обучения в школе способен самостоятельно выполнять домашние задания (хотя практика показывает, что такие дети все же есть). Поэтому помощь взрослого бывает нужна, а иногда и просто необходима многим ребятам. Но это не значит, что совместное выполнение уроков должно стать ежедневным ритуалом в семье. Научив ребенка в течение нескольких дней, недель или месяцев (в зависимости от его индивидуальных особенностей) планировать время выполнения заданий, рассчитывать свои силы, можно и нужно сокращать контроль родителей, постепенно развивая самостоятельность и ответственность маленького ученика. Все это поможет сохранить мир в семье и научит ребенка быть ответственным за свою учебу.
Чем продиктованы ожидания взрослых? Желанием приблизиться к тому самому счастливому будущему. Что для этого делают родители? Чего ждут от учителя? Прежде всего, как показали исследования, осуществления индивидуального подхода к сыну или дочке. Что же для них означает индивидуальный подход? Понимание ребенка, особое внимание к нему, адаптацию учебного процесса к его личным особенностям! Казалось бы, ожидания вполне оправданы. Но вот вопрос: от учителя-то мы ждем такого подхода, а сами-то мы что сделали, чтобы этот самый индивидуальный подход реализовать в жизни? Ведь чаще всего мы, взрослые, действуем вопреки собственным ожиданиям: отдаем ребенка раньше в школу не потому, что он физиологически, психологически и интеллектуально готов к школе, а чтобы «выиграть» год, обойти сверстников, отсрочить армию... То есть заботимся мы о собственном покое через 11 лет, а не о сегодняшнем благополучии малыша. Мы учим ребенка читать и писать, усаживаем его за прописи и задачники, а он просит с ним поиграть... Мы выбираем для сына или дочки школу, учителя, которые удовлетворяют прежде всего нашим, взрослым ожиданиям. Прежде всего — соответствие высокому социальному статусу «хороший родитель» . Мы настаиваем на обучении ребенка иностранным языкам не потому, что у него склонность к этому, а потому, что это престижно...
Таким образом, мы делаем все, чтобы обезличить собственного ребенка, и ждем, что найдется кто-то, кто поймет его, поможет, подскажет, проявит доброту и профессиональные качества, кто выведет ребенка на прямую дорогу к счастливому будущему... Но ведь родители-то — мы с вами...


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Как помочь ребенку адаптироваться к школе
Чем станет для ребенка школа — волшебным миром знаний или местом одиннадцатилетнего заточения — во многом зависит от близких ему людей. Ведь если вы сами будете переживать, многократно пересказывать друзьям и знакомым ваши опасения, ребенок будет воспринимать школу как нечто опасное даже до знакомства с ней и до начала систематического обучения.
Если вы станете пугать ребенка, предупреждая его о строгости и дисциплине, царящей в школе, — он, скорее всего, будет робеть даже при упоминании о ней.
Если вы, подогревая интерес ребенка, постараетесь описывать предстоящее обучение только в ярких красках, обещая интересные уроки, добрую учительницу, замечательных товарищей — ребенок вправе будет ожидать того, что школа — это вечный праздник, и тогда ежедневные занятия, требующие терпения, собранности, могут стать для него неприятной неожиданностью. Как же тогда поступить?
Наш собственный опыт и опыт многих родителей, чьи дети уже переступили этот рубеж и успешно учатся в школе, позволили сформулировать советы, которые, надеемся, пригодятся вам и вашим детям.
1.    Старайтесь поддерживать интерес ребенка к школе: поощряйте его потребность задавать вопросы (даже если вы устали от подобных «глупых» вопросов на эту тему). Ваши ответы и рассказы необходимы ему для ощущения уверенности и безопасности.
2.    Рассказывайте ребенку о школе, в которой он будет учиться. Любая информация — сколько детей во всей школе, сколько будет в классе, сколько учителей, сколько классных комнат, когда построена и открыта школа, кто из ваших знакомых учился в ней, — все это будет интересно будущему ученику, поможет сделать предстоящее обучение интересным, сформировать у ребенка чувство сопричастности, гордости за свою школу.
3.    Показывайте ребенку фотографии из вашей школьной жизни, свои старые школьные тетради и дневники, рассказывайте о своих школьных товарищах.
4.    Попытайтесь не обсуждать при ребенке тему выбора школы и учителя, особенно личностные и профессиональные качества того или иного педагога.
5.    Сходите вместе с ребенком в школу, расскажите и покажите, где находится его будущий класс, столовая, актовый зал, туалет. Неизвестность может пугать ребенка, поэтому такая экскурсия очень важна для него. Во время посещения школы он точно узнает, в какой обстановке окажется в самый важный день своей детской жизни — 1 сентября.
6.    Во время экскурсии постарайтесь узнать мнение ребенка о том, что в школе похоже на детский сад, а что отличается. При необходимости помогите ему найти общее и различное. Такой разговор поможет ему адаптироваться к новым условиям гораздо быстрее.
7.    Спросите ребенка, как он поступит в обычных на первый взгляд ситуациях, но которые в действительности могут принести много переживаний. Например, что он будет делать, если захочет на уроке в туалет (почти все дети отвечают: «Терпеть, ведь это уже не детский сад, а школа!»). Или как он поступит, если не сможет найти в раздевалке свою шапку. Или что он сделает, если сосед по парте предложит ему во время урока конфету.
8.    Познакомьте ребенка с его будущей учительницей. Пусть он задаст (если захочет) ей интересующие его вопросы. Такая неформальная беседа поможет снизить возможное эмоциональное напряжение, связанное с неизвестным и пугающим предстоящим общением с УЧИТЕЛЕМ.
9.    При возможности познакомьте ребенка с будущими одноклассниками.
10.    Если появится возможность, пусть ребенок что-ни-будь напишет или нарисует на классной доске, на специальном стенде, посидит за школьной партой или просто пообедает в школьной столовой.
11.    После возвращения с экскурсии попросите ребенка нарисовать школу, сравните этот рисунок с предыдущими рисунками на школьную тему, спросите, что изменилось в его представлении о школе.
12.    Давайте ребенку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что в школе все будет прекрасно и радостно. Готовьте ребенка к тому, что обучение — это труд, а не только праздник. Заверьте ребенка, что вы разделите с ним все предстоящие трудности и победы!
Удачи вам и вашему ребенку!

Советы родителям будущего первоклассника
1.    Будите ребенка утром спокойно, будьте терпеливы, постарайтесь не подгонять его: рассчитать время, необходимое на сборы в школу, — ваша задача.
2.    Не отправляйте в школу без завтрака: если на первых уроках ребенок будет думать о булочке и соке, то не сможет сосредоточиться на материале урока. Если ваш малыш не любит «школьную» еду, обязательно положите ему в портфель то, что он предпочитает, — маленький питьевой йогурт, пирожок или яблоко.
3.    Прощаясь перед дверями школы, подбодрите ребенка, пусть он услышит несколько ласковых слов, а не предупреждения вроде «Не балуйся», «Веди себя хорошо» или «Только попробуй принеси плохие отметки».
4.    Если после уроков учитель сделал какие-то замечания по поводу поведения вашего ребенка или усвоения им материала, не торопитесь сразу выяснять отношения с педагогом (особенно при ребенке) или с самим первоклассником. Если ребенок возбужден, очень хочет поделиться с вами чем-то, выслушайте его. Если огорчен, молчит, не пытайте его вопросами, пусть успокоится и все расскажет сам немного позже. Делайте выводы, выслушав обе стороны.
5.    Постарайтесь встречать ребенка после уроков доброжелательно. Даже, если вас волнуют его успехи в школе, не начинайте беседу с ним с вопроса: «Что ты сегодня получил?» Это не самое главное в жизни маленького ученика. В противном случае ваша тревога может только усилить беспокойство, свойственное ему в первые учебные дни.
6.    Придя из школы, не усаживайте ребенка сразу за уроки: погуляйте вместе, пообедайте, очень полезен дневной сон.
7.    Помогая ребенку при выполнении домашних заданий, наберитесь терпения, подбодрите его: «У тебя все получится», «Давай разберемся вместе». Помогайте только в том случае, если ребенок действительно не справляется сам.
8.    Через каждые 15-20 минут работы предоставляйте ребенку возможность сменить вид деятельности, например предложите подвижную игру.
9.    Если ребенок говорит, что плохо себя чувствует, отнеситесь к этому серьезно: быть может, темп работы слишком напряженный и не соответствует его физиологическим возможностям.
10.    Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными успехами (неделю, месяц назад и др.), а не с результатами одноклассников и сверстников.
11.    Даже если домашняя работа выполнена, на ваш взгляд, недостаточно аккуратно, желательно не заставлять ребенка переписывать ее: утомление от чрезмерных ежедневных нагрузок может перерасти в переутомление и даже вызвать «внезапную» болезнь.
12.    Воспринимайте полученные ребенком в школе оценки спокойно, не драматизируйте ситуацию и не хвалите его чрезмерно, фиксируйте внимание ребенка не на отметке, а на реальных достижениях: обращайте его внимание на то, чему он научился за день, неделю, месяц и т. д.
13.    Укладывая ребенка спать, вспомните вместе с ним, чего он достиг в течение дня. Постарайтесь отметить его малейшие достижения: красиво написанная буква «В», аккуратно уложенные в портфель тетрадки, быстро выполненное задание по одному из предметов, встреча с друзьями на прогулке. Пусть эта оптимистическая нота завершит долгий день вашего ребенка.
14.    Предъявляйте в семье единые педагогические требования к ребенку, все свои разногласия и недовольства по поводу школы, программы обучения, учителя обговаривайте без него.


По материалам книги "Предшкольный бум" Мониной Г. Б.

Комментариев нет:

Отправить комментарий