воскресенье, 25 января 2015 г.

Эмоциональная сфера

Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отношения к людям, к поступкам и явлениям. Эмоциональный мир каждого из нас уникален, и порой предсказать, какая эмоция возникнет у ребенка в ответ на наш взрослый поступок, бывает невозможно. Так, стараясь изо всех сил, чтобы наш ребенок учился в престижном учебном заведении, готовя его к поступлению, мы ожидаем, что отношение ребенка к школе окажется безусловно положительным. Однако практика показывает, что многие дети старшего дошкольного возраста испытывают лишь негативные эмоции по отношению к грядущему обучению в школе. В чем причина?

Во-первых, родители, занимаясь с ребенком, не всегда могут правильно выбрать темп, объем работы, и тогда малыш, переутомившись, боится предстоящей нагрузки и, как следствие, отказывается заниматься.
Во-вторых, во многих семьях разговоры о предстоящем обучении ведутся чуть ли не ежедневно в течение всего предшкольного года, что вызывает у ребенка тревогу и неуверенность в своих силах.
В-третьих, зачастую родители, отчаявшись сделать из своего непоседы прилежного и послушного, удобного для них будущего школьника, сами провоцируют негативное отношение не только к школе, но и к учителю. Некоторые из них заявляют: «Ничего, скоро в школу пойдешь — там тебе покажут. Попробуй там сказать, что не хочешь читать, — сразу двойку получишь».
В-четвертых, некоторые родители, увлекаясь и идя на поводу у маленького ученика, формируют у него неправильное отношение к школьной оценке. Дошкольники, стремясь стать «большими», требуют взрослых ставить за выполненные задания «пятерки» и «четверки». В школе они сталкиваются с другой ситуацией — оценки могут быть и плохими — и разочаровываются в учебе.
В-пятых, многие родители игнорируют тот факт, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и резко меняют игровую деятельность на учебную. Ребенок, не готовый к такой перемене, часто бунтует или, напротив, демонстрирует равнодушие к занятиям.
Парадоксально, но дети подготовительной группы детского сада, участвовавшие в нашем исследовании, показали высокий уровень школьной тревожности, наличие которой предполагается только у школьников. И причиной этого зачастую становятся чрезмерное увлечение родителей занятиями и бесконечные разговоры о школе.
Чтобы избежать подобных ошибок, взрослые, окружающие дошкольника, должны заботиться о его эмоциональном состоянии. Конечно, невозможно избежать негативных эмоций в нашей жизни, да и ни к чему. Лучше научить малыша понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения. Обратите внимание, как сын или дочь воспринимают проигрыш в любой игре: плачут, капризничают, злятся, обвиняют вас, оправдываются? Любую из этих реакций, скорее всего, привили ребенку именно в семье. Постарайтесь почаще говорить малышу о своих переживаниях в связи с семейными или профессиональными заботами, не стесняйтесь показаться рани-мыми, расскажите и покажите, как вы сами справляетесь с трудностями, что вам в этом помогает. Ваше откровенное отношение послужит для ребенка хорошим примером того, как, поделившись своими радостями и неприятностями с близким человеком, можно обрести покой и справиться со стрессовой ситуацией.

1.    Попросите ребенка рассказать о том, что он чувствовал, когда вы пришли за ним в детский сад раньше (позже), чем обещали.
2.    Спросите ребенка, что, по его мнению, чувствовал его друг, когда ему подарили книжку.
3.    Рассматривая вместе с ребенком журнал, газету, обратите его внимание на изображения людей и спросите, какое настроение у человека на фотографии. Пусть ребенок подумает, какие события вызвали у него те или иные эмоции.
4.    Читая ребенку книгу, прервите чтение, спросите, что могли чувствовать герои рассказа, сказки в конкретный момент. Например, что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане. И неожиданный вопрос: «А что чувствовала Мальвина, когда наказала таким образом деревянного мальчика?». Уверяем вас, в ответах на подобные вопросы вы услышите много полезного и любопытного для себя.
5.    Потренируйтесь по очереди с ребенком в способах проявления различных эмоций (удивление, страх, гнев и др.) Спросите, как можно выразить, например, радость: только ли смехом и улыбкой? Пусть ребенок попробует объяснить, чем сопровождается каждая эмоция — жесты, мимика, поза, интонация голоса и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий