Синдром
дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) все чаще и чаще встречается у
современных детей. Причем, даже если эта запись есть в медицинской карте
ребенка, взрослые — учителя и родители — неоднозначно реагируют на него. Так,
некоторые из них считают, что это вовсе не медицинский диагноз, а всего лишь
особенность малыша; она, проявляясь в излишней подвижности и надоедливости, с
возрастом пройдет, и обращаться с ребенком надо так же, как и с его
сверстниками. Иногда педагоги и родители, стараясь «исправить» ребенка,
начинают с неоправданной строгостью подходить к его воспитанию и обучению.
Результат — испорченные взаимоотношения и капризы ребенка.
Другая
категория взрослых, понимая, что ребенок — не такой, как его сверстники,
начинает обращаться с ним как с больным, зачастую заменяя контроль и последовательность
воспитания вседозволенностью. В этом случае ребенок, не знающий, что можно, а
что нельзя, теряет уверенность в себе и становится совершенно неуправляемым.
В
действительности СДВГ — медицинский диагноз, наличие которого меняет многое в
жизни самого ребенка и окружающих его людей. Однако знание особенностей детей с
СДВГ поможет не только понять таких детей, но и помочь им стать успешными.
Ребенка с
СДВГ отличает дефицит активного внимания (он не может
концентрировать внимание на чем-либо, отвлекается на звуковые и зрительные
раздражители); общее двигательное беспокойство, неусидчивость; недостаточная
целенаправленность поступков и их импульсивность.
В основе
СДВГ — физиологические особенности, которые и являются причиной нарушения
поведения и обучаемости. Первые признаки гиперактивности можно наблюдать уже в
дошкольном детстве и даже в младенческом возрасте. Повышенный мышечный тонус,
чрезмерная чувствительность ко всем раздражителям (свету, шуму), нарушение сна,
подвижность и возбужденность во время бодрствования — вот лишь некоторые
проявления гиперактивности. В три-четыре года заметной становится неспособность
ребенка заниматься чем-либо (спокойно слушать сказку, музыку, долго
раскрашивать и др.), деятельность носит преимущественно хаотический характер.
Однако все эти особенности, как правило, не очень беспокоят родителей, которые
считают, что малыш просто подвижен и любознателен. В дошкольном детстве дети с
СДВГ, развиваясь вполне благополучно, не вызывают особого беспокойства у
родителей и воспитателей, списывающих поведенческие проявления физиологических
особенностей дошкольника на недостатки воспитания, но в пять-шесть лет, когда
начинается подготовка ребенка к школе, низкая концентрация внимания, умственная
утомляемость, недостатки самоконтроля начинают мешать усвоению учебного
материала, и такой ребенок уже вызывает беспокойство и даже раздражение
взрослых. Они считают, что ребенок просто не хочет сосредоточиться,
отказывается подчиняться требованиям учителя, воспитателя, родителей. Усиленное
«педагогическое воздействие» на ребенка, повышенная интеллектуальная,
физическая и эмоциональная нагрузка, связанная обучением на подготовительных
курсах, с домашним обучением, приводит к умственной утомляемости, снижению
работоспособности и концентрации внимания, а также к ослаблению способности
самоконтроля. Кроме того, ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым,
агрессивным, что в еще большей степени затруднит общение со сверстниками и
взрослыми.
Чем младше
ребенок с СДВГ, тем тяжелее для него протекает период подготовки к школе.
Поэтому родителям стоит задуматься, отдавать ли малыша в четыре с половиной —
пять лет на подготовительные курсы.
И даже если ребенку уже
исполнилось шесть лет и он посещает занятия на таких курсах, надо внимательно
следить за его поведением до и после начала занятий, не допускать
переутомления, которое чаще всего приводит к перевозбуждению и капризам.
Специалисты считают, что ребенку с СДВГ лучше пойти в школу чуть позже, не в
шесть лет, а в семь; этот дополнительный год повышает вероятность созревания
пока еще не готовых к систематическому обучению структур мозга. И тогда ребенок
сможет успешно учиться не только в общеобразовательной школе, но и в гимназиях
и лицеях, то есть СДВГ при правильной организации деятельности ребенка не
является препятствием к обучению.
Родители и
педагоги должны изменить отношение к ребенку с СДВГ. Это удастся сделать, если
они поймут, что действия ребенка не являются умышленными. Доброе отношение к
ребенку порой играет более важную роль, чем лечение, назначенное врачом.
Подчеркивание успехов ребенка, признание его достижений (пусть и
незначительных) помогут ему приобрести уверенность в своих силах. Особенно
важно поощрять ребенка за выполнение тех видов деятельности, которые связаны с
необходимостью концентрировать внимание, регулировать поведение (раскрашивание,
чтение и др.).
Завышенные
требования педагогов и родителей, которые ребенок не может выполнить в связи со
своими физиологическими возможностями (сидеть в классе спокойно в течение сорока
минут, аккуратно писать в рабочих тетрадях и др.) могут привести к тому, что
снизится учебная мотивация или ребенок вообще откажется заниматься.
Одна из
главных рекомендаций по взаимодействию с гиперактивными детьми — не
допускать их переутомления, которое неизбежно приведет к снижению
самоконтроля и нарастанию возбуждения. В связи с этим остро встает вопрос о
соблюдении режима дня. Прием пищи, занятия, сон — все должно проходить строго
по расписанию. Очень полезны прогулки на свежем воздухе, спортивные занятия,
особенно плавание.
Если
ребенок посещает подготовительные курсы вечером, после детского сада, а затем
еще и дома вынужден выполнять домашние задания, то главное — не допустить
переутомления. Причем некоторые родители стараются «перевыполнить план», то
есть сделать больше, чем рекомендовал учитель.
Занимаясь с
ребенком по вечерам чтением, письмом, ориентируйтесь не на ваше понимание
оптимального времени занятий, а на проявления у ребенка симптомов
переутомления. Инструкции взрослого должны быть четкими и немногословными.
Постарайтесь не давать сразу несколько заданий, лучше предложить одно и
определить время его выполнения (для этого обычно используются песочные часы,
таймер, будильник и т. д.).
Занимаясь с
ребенком, желательно говорить с ним тихим, спокойным голосом. В противном
случае учебная деятельность ребенка будет затруднена вследствие «эмоционального
заражения». Частые колебания настроения родителей даже во внеурочное время
также окажут негативное влияние на ребенка с СДВГ (гораздо более сильное, чем
на других детей).
Взаимодействуя
с ребенком, постарайтесь избежать как вседозволенности, так и чрезмерного
количества категоричных запретов. Однако для ощущения безопасности,
стабильности гиперактивный ребенок должен знать «рамки», в пределах которых он
может действовать. Так, он точно должен знать, на что взрослыми установлен
запрет: например, нельзя брать спички, уходить без разрешения со двора. При
подготовке к школе тоже необходимо установить определенные правила,
невыполнение которых может привести к оговоренным заранее последствиям, а
выполнение — к поощрению. Например, с ребенком можно договориться, что начинать
занятия он будет точно по сигналу будильника, что нельзя портить учебные
предметы (даже если он очень злится на кого-то). И если ребенок сумел следовать
установленным правилам, допустим в течение всего дня, родители читают
интересную для него книгу дольше, чем обычно (идут гулять в парк, мастерят
модель самолета вместе с ребенком и т. д.).
Если
родители установили какой-либо запрет или ввели определенные правила,
необходимо контролировать их выполнение, иначе импульсивному ребенку трудно
организовать свое время и не только начать нужное дело, но и закончить его.
Поэтому контроль (который со временем можно ослабить) при взаимодействии с гиперактивным
ребенком необходим.
Перед тем
как приступить к занятиям, можно попросить ребенка дать самому себе совет по
поводу поведения и выполнения задания. Постарайтесь выяснить с помощью
наблюдений, бесед с ребенком, в каких ситуациях и почему он успешно справляется
с заданиями, что ему помогает (считать, загибая пальцы; проговаривать то, что
он делает; водить пальцем или указкой по строке при чтении) и что мешает (шум в
квартире, посторонние предметы на столе, присутствие незнакомых людей в
помещении). Тогда вы сможете помочь организовать учебный процесс так, чтобы он
был эффективным и приносил радость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий